Пятница, 04.07.2025
Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Февраль » 13 » Эрулы словен-русы будины болото
02:38
 

Эрулы словен-русы будины болото

Эрулы – словен-русы – будины – болото
http://proza.ru/2009/06/20/769

Про эрулов обилие справок в Интернете.

Эта публикация Х.Станга полезна тем, что автор старается обобщить все ранние упоминания россов-русов, чему неонорманизм крайне противится. Далее критики Псевдо-Захария неонорманисты обычно не опускаются, считая его первым, кто ошибочно применил термин Рос (Хрос) к северянам. Тот в 555 г. перечислял народы к северу от Кавказа, включая Хрус (Hrws), описывая их в качестве соседей и партнеров амазонок, настолько тяжелых, что кони не могли их нести. На основе параллельного арабского текста у ад-Динавари (895 г.) доказывается, что под "Хрус" Пс.-Захария имеются в виду как раз "русые", голубоглазые соседи - партнеры амазонок, воины-пешеходы, слишком тяжелые для лошадей - характеристика, восходящая к эрулам. Это право Х.Станга относить северокавказцев к привлекательным для него этносам. Но важны и более десятка ранних (за века до 555 г.) употреблений Рос для северян, что он приводит ниже.

Меня, лично, всегда бесило, почему тявкая на Псевдо-Захария, неонорманизм зачастую упорно проходит мимо патриарха Прокл (434-447), который в своей речи по поводу нашествия гуннов упомянул библейский народ "рош" (Иезекииль, 38, 2), усматривая, в нападении осуществление библейского пророчества. http://clarino2.narod.ru/reg7.htm
Тем более иудейская учёность эпохи эллинизма и Римской империи отождествляла Магога со скифами (напр., у Иосифа Флавия), иногда с мидянами и парфянами. Кстати, задолго до нашей эры недалеко от Антиохии появился город Россос.
http://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16375
http://www.hrono.ru/libris/lib_p/demetrius_pltrh.html
http://www.proza.ru/2009/08/15/258

Однако к делу http://idrisi.narod.ru/stang1.htm

STRATUM plus (№5, 1999)
НЕСЛАВЯНСКОЕ В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ. "http://stratum.ant.md"

=========================================================

Станг Х. НАИМЕНОВАНИЕ РУСИ (герульская версия)

Тезисы

Данное исследование посвящено новому анализу вопросов о том, как, на какой основе и чьими усилиями сложилось название Руси. Работа состоит из трех разделов, построенных по принципу научной диссертации, опубликованной в виде монографии на англ. яз.: Hakon Stang. The Naming of Russia. /Meddelelser Universitetet i Oslo Slavisk-baltisk avdeling 1996 №.77, Oslo 1996.

1. Метод и предмет (герулы и Рос византийских и восточных источников)

1.1. Против модерноцентризма (подход, постановка вопроса)

1.1.1. Подвергается критике модерноцентризм - представление о том, что наблюдатель может непосредственно познавать истину из буквального чтения, например, письменных источников. Историки должны (императив!) стремиться исключить "шум" своей собственной эры, так сказать, все голоса и всю пропаганду эфира современности и близких к нам времен, для того, чтобы сквозь этот шум и за ним найти и услышать звуки, или отзвуки, голосов иных времен, других мышлений. Это первая, очевидная обязанность, например, медиевиста.

1.1.2. С проблемой возникновения имени Руси можно и допустимо справиться лишь медиевистам, благополучно избавившимся от шума и предрассудков как норманизма, так и антинорманизма за последнюю четверть тысячелетия. Эти две школы объединяет предрассудок, сводящийся к тому, что наименование Руси - это само по себе исключительно северное явление (по сравнению со Средиземноморьем), со всеми своими корнями либо в славянской Киевщине, либо в Швеции.

Историк обязан удалить шум своей собственной эпохи и поставить себя на место людей другого периода и местности. Это требование к историку автор называет альтроцентризмом.

1.1.3. Во-вторых, применяется определяемый автором историко-мифологический метод: он заключается в необходимости определить, как новое явление, вроде прибытия воинов-новопришельцев из отдаленных Скандинавии или Приладожья, воспринималось с использованием и применением к ним уже существующих на месте у византийцев и арабов понятий. Оказывается, что этот подход весьма плодотворен.

В-третьих, указанные два принципа обобщаются следующим - принципом мультидисциплинарности, сводящимся к тому, что историческое явление, по мнению автора, всегда возможно и необходимо прослеживать путем сопоставления множества данных разных наук. Этот принцип является основным для данного исследования. Так, приводятся данные и методика не только из исторической науки, но наряду с нею и из археологии, равно как из арабистики и византиноведения, латинистики и скандинавистики, а также из лингвистики и фольклористики.

Данный подход позволяет автору непосредственно перейти к источникам по теме исследования.

1.1.4. В виде примеров новейшего шума можно привести два аспекта "варяжского" вопроса: во-первых, дату того года, в котором Михаил III начал свое царствование, на что пока не обращали должного внимания. На самом деле это произошло не в 852 г. н.э. Удивительно, по оценке автора диссертации, что практически никто не ставил задачи выяснить, из греческих источников, когда именно воцарился правитель греков. Между тем это привело бы к совсем другому пункту отсчета для решения всего "варяжского вопроса", но пока не считалось достаточно релевантным и важным для историков, сосредоточивших свой интерес на более северных явлениях и теориях, вопреки тому, что Начальная летопись связывает наименование руси прежде всего с датою воцарения Михаила.

1.1.5. Во-вторых, принято говорить о "варяжском" или "норманнском" вопросе, вопреки тому явному факту, что русский летописец XII века пользовался понятием "варяг" для того, чтобы осведомить современную ему публику современным им термином о прошлом. Поэтому множество историков привыкло размышлять о варягах IX века, т.е. времени, когда это название, скорее всего, еще не использовалось. Это яркий пример как раз шума более поздней эпохи, вводящего еще более поздних историков в заблуждение.


1.2. Византийская архаизация, князья "Рос" и "русые"

1.2.1. Рассматриваются две проблемы сохранившейся византийской литературы. Во-первых, склонность византийцев к архаизации, удревнению. Новое явление для них - отнюдь не новое, его нужно было определить древними терминами, почерпнутыми у возможно более классических авторов.

Во-вторых, существовали ныне утраченные письменные источники. Отсутствие значительного объема византийской литературы объясняется, в частности, ее утратою в результате четвертого крестового похода и разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г.

1.2.2. Средневековые греки иногда писали намеренно в явно "языческом стиле", заставляя тем самым историков более поздних времен предполагать, что они действительно придерживались дохристианских представлений. Уже из первого факта, т.е. господства удревняющего, языческого стиля, явствует, что требуется особая тщательность в использовании византийских источников. Из второго факта, сравнительной бедности сохранившейся византийской литературы, следует необходимость дополнить имеющиеся византийские источники другими - в частности, арабской литературой Багдадского халифата и испанской державы.

(Рос-Рус 1) 1.2.3. Определяются два интересующих нас византийских термина: "Рус-" ("русый, красноватый") и "Рос", отраженные в вариациях терминологии "Русь, русский" и "Россия, российский": "рус-" использовалось как чисто техническое цветообозначение, а "Рос" фигурирует в греческом тексте Ветхого Завета (книга пророка Иезекииля).

Термины "рус-", как и "Рос", применялись к готам и к связанным с ними так наз. эрулам (герулам, herules). На возможную связь этого названия с этими народами уже обращали внимание предшествующие исследователи.

(Рос-Рус 2) 1.2.4. В малоизвестном очерке 1903 г. востоковед Маркварт, а вслед за ним и историк Клебель, заключили, что название русских восходит к обозначению народа "Хрус" (Hrws) у сирийского автора 555 г. Этот народ Маркварт отождествлял с эрулами на побережье Балтики (впоследствии он отказался от этого вывода). Предлагались и другие готские, эрульские и подобные теории, однако все они расходятся с выдвигаемой автором. Барди Гудмундссон, директор Национального музея Исландии, в 1959 г. пришел к выводу, что исландцы восходят по своему происхождению к эрулам. Шведский историк Сюдерлинд в 1978 г. предполагал, что уцелевших от гуннского нашествия готов их славянские соседи назвали "Русь", якобы от др. сл. "руд(у), рус(у)", т.е. "русые", но эта теория предлагается читателям без учета византийского термина и без всяких исторических подтверждений. В обзор релевантной научной литературы следует включить и предположение двух специалистов (Флоровский 1925, Сюзюмов 1940) о том, что название "Русь" происходит от библейского "князя Рос", упоминаемого пророком Иезекиилем.

(Рос-Рус 3) 1.2.5. "Рос" появилось в результате неправильного греческого перевода еврейского термина в Библии, у пророка Иезекииля: слово рош (реш-) "голова, главный", применяемое к принцу, князю или вождю "народов-пугала" Гог-Магог, воспринималось греками не как нарицательное, а в качестве имени собственного (этнонима). Поэтому средневековые греки ожидали прибытия "князя Рос" с Крайнего Севера, а следовательно, опасались всяческих знаков и отголосков этого самого термина, в виде, например, случайного созвучия с ним в названиях крайних северных народов.

(Рос-Рус 4) 1.2.6. Автор предупреждает и о безосновательности точки зрения, согласно которой византийская интеллигенция была рабом уже воспринятой ими прочной, безоговорочной концепции. Наоборот, судя по тщательному правописанию средневековых греков, Рос-новопришельцы 839 г. одним малейшим акцентом отличались ими от библейского термина. Сделали греки это не произвольно, а как раз потому, что, сознавая библейскую опасность народа Рос (из книги Иезекииля), они стремились увидеть и оценить и менее грозные и ужасные перспективы.

Вместо указанных идей, домыслов и гипотез автором предлагается целостный альтроцентристский, историко-мифологический и мультидисциплинарный подход, позволяющий рассмотреть события и процессы, происходившие задолго до появления готских и эрульских северян, не говоря уже о викингах ("варягах").


1.3. Эрулы и "красные" германцы

Рассматриваются эрулы (ср. "эарлы" eorles английского, "ярлы" jarlar древнегерманского и древнескандинавского языков), "красные германцы" античных и византийских источников. Автор предупреждает о том, что возможно только приблизиться к пониманию данного явления, не исчерпывая его, приходя к выводу, что это даже не в первую очередь исторические "эрулы", а возможные трансферты понятия, т.е. стереотипы, которые, упрочившись в старину, продолжали существовать в литературном или устном преданиях или передаче.

1.3.1. Крупное телосложение.

Эрулы отличались и похвалялись крайне высоким ростом и крупным телосложением по сравнению с другими германцами, настолько крупным, что о них ходили слухи, будто кони не в силах их носить. Последнее изначально заимствовано из описания Геродотом племени сигиннов, некогда проживавших в устье р. Истра, т.е. Дуная, лошади которых "не в силах мужчин (их) носить". Связано это и с народом спалов (ср. русское "исполины", великаны). Помпоний Мела в 43 г. н.э. подтверждает крупное телосложение у германцев, а также первым упоминает о бесконности мужчин, связанных с амазонками. Первостепенную значимость роста воинов подчеркивает римский военный стратег Вегеций (ок. 400 г.). В 521 г. погибает "морской конунг" Хигелак (Хугилаикус), при этом его кости выставляют для обозрения в устье р. Рейна из-за чрезвычайных размеров его тела. Иордан настаивает на том (по правильному чтению его текста), что эрулы превосходят ростом все остальное население Скандинавии. Приводятся и пассажи из скандинавских саг о значимости крупного телосложения (Сага о Хрольве Вороне, Сага о Хрольве Пешеходе). Крупное телосложение, однако, представляется не исключительным свойством германцев, оно отмечено изначально при описании жителей острова Тапробаны - Цейлона (= Шри-Ланка) у Плиния Старшего. Это еще один пример того, как новые явления вливаются в старые (и весьма подходящие) шаблоны.

1.3.2. Нагие рабы.

Эрулы сражались преимущественно в пешем строю, с особенно легким вооружением - даже, как отмечалось, почти в невооруженном и неодетом виде. Засвидетельствовано это современником Иордана Прокопием Кесарийским и автором истории лангобардов Павлом Диаконом. Тацит дословно говорит ("Германия"), что германцы "сражаются в нагом виде, то ли в легкой одежде с лишь маленькой туникой", а также, что они "сражаются по обычаю их родины с голыми телами" ("История").

Эрулы использовали в своей армии многих рабов, по крайней мере, рабов по облику, но при этом, наверное, свободных, даже в своих сражениях. Их принуждали сражаться почти голыми и без оружия, - если они справлялись с такой задачей, то им предоставлялась возможность стать полноправными членами эрульского общества.

Итак, в результате народного редукционизма или преувеличения устных преданий эрулы выступают, в уничижительном виде не только как "красные нудисты", "бегуны, гонцы", но и как "армия рабов". Вопреки их самовосхвалению и стремлению представиться "принцами", "князьями" ("ярлами"), наверное, после распада их державы в начале VI века за ними закрепляется слух о том, что они сами на самом деле рабы. Этому способствовал, вероятно, и упомянутый обычай сражаться, якобы, почти нагими и без оружия (т. е. именно как рабы).

1.3.3. Бегуны.

(Рос-Рус 5) Несмотря на свои крупные тела, двигались они очень быстро, особым "эрульским бегом", чем стали знамениты. Этот бег - особая тактика их бойцов. Аналогично и "росомоны" у Иордана поддается такой же этимологизации - как "быстрые".

1.3.4. Рыже-русые, синеглазые.

Были эрулы румяны лицом, красны волосами, голубоглазы. Вернее, это - трансферт, первоначально появившийся в описании народа будинов у Геродота, потом встречаемый у Плиния применительно к жителям Тапробаны, и наконец, перенесенный на германские народы Тацитом. Он подкреплялся тем обстоятельством, что скандинавы, как любые слабопигментированные северяне, появившись в Средиземноморье, под воздействием солнца приобретали загар, и этим, как и выгорающими волосами, ярко-синими глазами на загорелом лице, привлекали внимание греков.

1.3.5. Красные волосы.

Видимо, дело с рыжими волосами заключается не столько в естественном цвете, так сказать, от природы, сколько в заимствованной германцами от кельтов традиции ритуального окрашивания волос красным цветом перед вступлением в бой. Приводится ряд отрывков из авторов, упоминающих об этом. Встречающееся в "Географии" Птолемея название elouaiones для северных соседей бургундов на Вистуле толкуется как "огненно-красные, огненно-желтые". Слово, использованное греками для обозначения окрашивания - xanthizo, - указывает как раз на интересующий нас "русый, белокурый народ". Прозвище Одина, верховного бога скандинавов, "Краснобородый" также указывает на ту же самую традицию.

1.3.6. Еще о красном.

(Рос-Рус 6) Представляется, что эрулы отмечены и иными пристрастиями к красному цвету: они одевались в красные туники, так наз. "руссати" (russati), согласно древней традиции, бытовавшей, в частности, у спартанских воинов, для того, чтобы скрывать пролитую кровь. Воины, которых византийцы называли "руссати", выступали под красными боевыми штандартами или знаменами того же названия. Известны также воины, которые носили красные или, вернее, как кажется, красно-коричневые щиты. Красные щиты означали войну. Выбор цвета щита - тщательное и важное дело у германцев, согласно Тациту. Понятие "руссеус" (лат. Russeus) - полутехнический термин, относящийся как к цвету, так и к носящим его лентам или другим частям одежды, "по цвету крови". О красных щитах приводятся как пассажи из "Старшей Эдды", так и археологические материалы из хорошо документированного погребения сер. V в. в Западной Норвегии.

1.3.7. Красная фракция?

Автор не считает возможной связь эрулов с так наз. группировкой "Красных" Константинопольского цирка.

1.3.8. Название ярлов-князей.

(Рос-Рус 7) Само слово "ярлы" сначала означало "свободного человека из хорошей семьи", а в дальнейшем становится обозначением высшего слоя знати (Ригстула). Свою социальную организацию и себя самих эрулы называли ярлами, т.е. буквально "принцами", "князьями", похваляясь этим, как, например, при осаде крепости короля вандалов Гелимера. Это соотносится и с тем фактом, что начальников и полководцев племен так наз. федератов звали герцогами ("воеводами"). На одну ступень выше должны были стоять "князья". Будучи сыновьями знатных семей Скандинавии, и при этом составляя своего рода "военную демократию" (точнее, равноправие), они вполне могли использовать такое самоназвание, как ярлы. Это в свою очередь заставляло вспомнить о словах пророка Иезекииля про "князей Севера" в связи с народом или правителем Рос.

1.3.9. В болоте.

Обитали эрулы в болотах или на болотистом острове. Согласно историку Аблавию и вслед за ним Иордану, эрулов звали также элурами, от (h)ele "болото", в связи с их местожительством в Меотидском болоте, т.е. в тростниках Азовского моря. Данная игра слов выразительна, иногда даже она вытесняла подлинное название эрулов, например в византийском Этимологикум Магнум, у Стефана Византийского, у Зонара.

Представление о чрезвычайно болотистом острове засвидетельствовано Иорданом как традиция о заселении готами местности по имени Ойум, где-то севернее Причерноморья. Данное название обозначает либо остров, либо очень водянистую местность, либо и то и другое. Что речь идет как раз о болотистой местности или острове, явствует из самого описания Иордана: настолько трясиниста там почва, что рухнул мост (ведущий оттуда, очевидно, к югу, на путь в Причерноморье), и поэтому половина готов осталась как-то заточенной в указанном районе, "откуда все еще возможно слышать рев и мычание (их) коров".

1.3.10. Пираты-викинги.

Эрулы действовали как морские разбойники, "прото-викинги", начиная с 267 г. и до известных их походов на побережья Галлии и Испании в 409, 456 и 459 гг. По всей вероятности, и само название wicingas впервые прикрепилось к ним, судя по англосаксонскому автору Видсиду, где они упоминаются мимоходом, а также по весьма древнему оформлению того же слова во фризском языке, относящемуся к периоду около 400 г. И в "Беовульфе" идет речь об эрулах (eorlas), как о воинственных врагах, которых, к счастью, герою удается отогнать.

1.3.11. Рунические и другие надписи эрулов.

Автор касается и вопроса о руническом алфавите, или, точнее, о предшественнике его. Судя по редким промежуточным находкам, во многом похожая система создавалась в начале н.э., как основанная на азбуке или азбуках, сложившихся в Альпах под влиянием этрусков. Через полтора столетия и памятники старшей рунической письменности внезапно появляются на далеком Севере, в Ютландии, в южной Швеции и на обеих сторонах Осло-фьорда. Здесь зарегистрированы надписи на камнях, датирующиеся временем со II до VI века н.э. (автор опровергает эрульскую принадлежность надписи, обнаруженной возле Бомбея в Индии, предположенную В.М.Топоровым в 1981 г.). Имя эрулов впервые засвидетельствовано на шлеме, найденном в Австрийских Альпах (6-9 гг. н.э.). Значит, эрулы - весьма устойчивое явление, существовавшее почти шесть веков. Использованная на шлеме письменность считается предшественником рунического алфавита. Очевидно, эрулы пользовались этой письменностью в целях боевой магии. Стереотипы ее опирались на более древние представления. Ряд северных памятников начинается словами "Я, эрил…". И в частности, памятники, возникшие после разгрома эрульской державы Херолии около 508 г. и возвращения после этого многих эрулов в Скандинавию (т.е. Фуле, согласно Прокопию), вероятно, в Бохуслен ("наряду со страной гаутов") . Автор присоединяется к мнению о том, что эрилы - идеологи, маги, колдуны - поэты, выделяющиеся внутри сообщества эрулов. Попав на суровый Север, некоторые из них, видимо, странствовали по Скандинавии, добывая и деньги, и похвалу за свои знания как рун, так и героических песен о подвигах эрульских воевод. Таким образом, руны и эпос распространялись среди скандинавов, составляя культурный континуум до эпохи викингов и вдохновляя песенную культуру "Эдды" и скальдики. Эрулы представляли собой не племя, как обычно полагают ученые, а элитарную военную организацию пришлых представителей знати, выделенной из множества скандинавских племен. Сосредотачивались они на юге Балтийского моря вокруг Борнхольма, на побережьях Азовского моря, а позднее и в своем королевстве Херолия в пределах территории нынешних Венгрии, Хорватии и Боснии (прибл. 480-508 гг.). В поле зрения истории или историков они попали в результате своих морских нашествий, вместе с готами, в 267 и 269 гг., а потом и в качестве византийских наемных войск, как на фронтах в Африке и Ираке, так и в самой столице, где они в 532 г. жестоко подавили восстание "Ника". При их поддержке Одоакр совершил переворот, сверг с престола последнего римского императора и стал королем Италии, удостоенный в том числе и титула "король эрулов". Отмечаются они на службе у византийцев вплоть до 560-х гг.

1.3.12. Мифический вождь эрулов.

Раскрывается след эрульской идеологии в преданиях о мифическом короле - основателе (x)ерилас с его тремя жизнями, у поэта VI века Иоанна Лида, и имя это следует сопоставить с одним из мифологических имен Одина - Херил. Мифический воевода эрулов - то есть Один, буквально "исступленный" (от oddr - "поэзия, боевое бешенство, исступление, одержимость"). По древнескандинавской традиции, именно он изобрел руны: они представляют собой не только письменность, но и обладают магической силой. Внутри эрульского общества предположительно выделяется особая верхушка, так сказать номенклатура, называвшаяся эрилами, как свидетельствуют рунические надписи на камнях от II до VI века. По возвращению части эрулов в Скандинавию после 508 г. эти эрильские поэты-маги распространяли слухи о подвигах эрульских героев, и этим объясняется место их в Старшей Эдде.

1.3.13. Кем были эрулы.

Обособленным готским народом? Или - гепидами? Или - бургундами?

Отказываясь от этноцентризма, автор заключает, что они были преимущественно скандинавского происхождения и поддерживали свои связи с родиной, пополняясь оттуда новобранцами и даже иногда королями. Именно рунические надписи - яркое археологическое свидетельство о том, откуда и куда они направлялись. Язык их наверняка был смесью скандинавских и других германских диалектов, включая готские.

1.3.14. С кем связаны.

Вникая в соотношение готов, гепидов, бургундов с эрулами, нам представляется, что иногда следует искать последних под "готским зонтиком". С гепидами (по Исидору превратившимися в гипедов, от "педестер", "пешеход") они были исторически особенно тесно связаны, как и с бургундами. И обитателям причерноморского и средиземноморского Юга во всем этом непросто было разобраться.

1.3.15. Другие названия.

(Рос-Рус 8) Вместо непонятного южанам имени ярлов, эрулов, им давали другие названия. Самое простое - греческое "Русос", т.е. "красные, красноватые". Употреблялось и имя Фуле; Фулли, на Крымском п-ове, восходящее к понятию Ультима Фуле = Скандинавия, а также племенные обозначения в Скандинавии, например Евдосии = ютландцы. Но, предположительно, часто эрулы скрывались и под общим названием germani, германцы. Есть основание подозревать, что и на франков распространялись некоторые представления о постепенно утрачивающемся прошлом эрулов.


1.4. Народная мифология Причерноморья (амазонки, Ахиллес, обитатели Азовского моря)

1.4.1. Обращаясь к древней причерноморской мифологии, обнаруживаем, как эрулы становились частью ее, и как они этим отчасти скрывались от поля зрения исследователей. Исследуется впервые повесть Филострата об истреблении амазонок Ахиллесом из-за нарушения покоя его святилища на острове Левке, при этом их партнеры, как в сексуальных отношениях, так и в морских походах - моряки неизвестной национальности. Будучи отважными, первоклассными мореходами, эрулы вскоре должны были отождествиться с этими мифическими партнерами амазонок.

(Рос-Рус 9) 1.4.2. Мифологические материалы по-новому освещаются с этих позиций. Доказывается, что упоминание картографами маленького острова в Керченском заливе под названиями Росиа, Росса, Рубра, Рубеа, объясняется пребыванием там русских русых, а также, что название Rhosphodusa представляет собой сочетание факта пребывания русских / Рос с классическим именем Сподуса у Плиния.

1.4.3. Еще у Епифания (394 г. н.э.) в перечне северных народностей идет речь о готах, данах, финнах и пр., причем самыми северными оказываются германцы и амазонки. Германцев при этом он трактует как обособленных от готов и как-то связанных с амазонками. Кто они? У Иордана мужчины амазонок определяются как обитатели болот у Азовского моря. То, что именно "русые" были в тесном соприкосновении с амазонками, - высказано не классическими авторами, а восточными, как будет рассматриваться далее. Официальная История эрулов не сохранилась, существовала она или нет. Но мы располагаем "Гетикой" ("Историей готов") Иордана и соответствующей "Историей лангобардов" Павла Диакона, и в предыстории обеих народностей наличествуют амазонки, чем и готы, и лангобарды, видимо, очень гордились.

(Рос-Рус 10) 1.4.4. Достопримечательным считается упоминание автором III или IV в. Псевдо-Агатемером Волги под названием "Рос". Предлагается истолкование его на основе готского слова "raus", т.е. "камыш, тростник" болот, что соответствует условиям волжской Дельты.

(Рос-Рус 11) 1.4.5. В "Этимологиях" испано-готского епископа Исидора соседями амазонок являются так наз. "белые", отождествляемые с народом Албании (Albani). Далее следует непосредственное упоминание о гуннах и о нашествии диких племен на Ближний Восток через укрепления, построенные против них Александром Македонским. Из контекста явствует, что речь идет как о мифических Гог и Магог, так и об отождествленных с ними эрулах и гуннах. Видимо, Исидор знал о предании, согласно которому соседи амазонок определяются как "русые, белокурые", а для того, чтобы показаться более ученым, он делает заключение о том, что имеются в виду классические албаны, некогда обитатели Северного Кавказа.

1.4.6. Очерчивается "скифский Ахиллес". Еще в Илиаде Ахиллес описывается непохожим на типичного грека: волосами он белокур, его любовница красновата, в то время как ахейцы волосами светлы, а берущаяся за его потрясающие золотые волосы богиня Афина Паллада голубоглаза. Выражение "волосы Ахиллеса", согласно поэту Марциалу, обозначает золотисто-красные белокурые волосы. Ахиллес обладает "огромным телом". Он "шагом быстрым герой", "ногами прилежный", наслаждается он ссорами, войной и шумом сражений. Воинов исключительной силы и мужества называли "Ахиллес". По Плинию Старшему, изваяния нагих мужчин, вооруженных только копьем, также называли ахиллесовыми.

Этот Ахиллес очень отвечал вкусу и потребностям эрулов, и поэтому у них глубоко укоренился его образ. Еще один его признак - особая туника, видимо, красного цвета. Примером внешнего "ахиллесова" облика по византийским представлениям служит конная статуя императора Юстиниана - без оружия, брони и защиты. Образцы указанного памятника известны у германцев, в диссертации приводится пример в виде одного из золотых брактеатов. Особенно показателен адрес этого "скифского" Ахиллеса: он был Понтархом, т.е. владыкой Черного моря, по которому плавали эрульские отряды. Отношения его с амазонками, которых считали "стремящимися к совокуплению с окрестными народностями", безусловно, вызывали особый интерес у эрулов - молодых, яростных, и пожалуй, страстных мужчин, в какой-то мере испытывавших в своих походах отсутствие женщин.

Традиции об Ахиллесе связаны, по крайней мере, с шестью местностями Причерноморья, представлявшими высочайший интерес для эрулов.

(1) Поселение по имени Ахиллей, на восточном берегу Киммерийского Боспора, через который воды Азовского моря вливаются в Черное. Жителей его, согласно Птолемею, звали "ахиллеотисы, ахиллитесы".

(2) Расположенное напротив поселение, на западном, крымском берегу того же пролива - Мирмекион (Мирмекий). Его считали местом рождения Ахиллеса. Узкий пролив между двумя поселениями Ахиллей и Мирмекион представлял собой единственный выход для эрулов - "элуров", проживавших в "болоте" Меотиды.

(3) Остров Левка, букв. "Белый", главенствует надо всеми доступами к устью р. Дуная, которое без этого острова было бы труднодоступно для моряков по причине весьма низкого положения устья. Звали его и Островом Благословенных. Там, по некоторым преданиям имелась так наз. Беговая Дорожка (дромос) Ахиллеса, Ахиллов Бег, причем это название чаще применялось к следующему месту.

(4) Это - растянутый песчаный полуостров, расположенный к северо-западу от Крымского п-ова, с которым он и связан, пронизывающий море по направлению к устью Днепра. Он крайне выгоден для господства надо всеми морскими движениями по Черному морю, а также в качестве базы для морских нашествий. Известен он и под указанным названием, Ахиллов Бег (дромос).

(5) Остров Березань, в устье Днепровского Лимана, напротив предыдущего полуострова, звали островом Ахиллеса. Как там, так и в городе Ольвия, выше к Днепру, установился своеобразный "культ личности" Ахиллеса. Античная надпись на камне, посвященная Ахиллесу Понтарху, восхваляет тамошнего чиновника за то, что он устроил беговое соревнование (дромос) для юношей в честь Ахиллеса.

(6) Мыс, находящийся непосредственно к востоку от устья Днепра, турки прошлого века звали Кинбурн, Килбурн, а первый слог данного названия - сокращение имени Ахиллеса. Согласно Страбону, этот мыс представляет собой "голое место", с "посвященным Ахиллесу кустарником".

За исключением острова Белого (Левки) в устье Дуная, все остальные местности принадлежат району Тавроскифии. Даже на острове Белом есть указание о том направлении, ибо святилище Ахиллеса на нем - обращено к Меотийскому болоту, т.е. расположено у восточного берега и с входом туда, по направлению к герою. На этом острове имели место кровавые обычаи, которые впоследствии приписывали тавроскифам, в виде жертвоприношений и сожжения людей. Ряд авторов настаивает на том, что именно здесь был похоронен Ахиллес, в то время как другие, наоборот, заявляют, что это имело место на острове Березань.

Подтверждение для четырех из вышеупомянутых мест темы бега в связи с Ахиллесом уместно учесть и в связи с эрулами и их особым бегом, которым они гордились и хвалились, и чем они и были знамениты профессионально. Видимо, эрулам нравилось слыть бегунами, подобными голубоглазому, русому, морскому, тавроскифскому Ахиллесу. Еще поэт Ликофрон назвал его "королем скифов". Существовала традиция о том, что он "покорил двенадцать городов по морскому пути и одиннадцать на суше", что отлично увязывается с кругозором деятельности эрулов.

Ахиллесу свойственна особая ожесточенность, отмеченная с первых строк "Илиады". "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…" совпадает с "ожесточением" военачальников эрулов, т.е. Одина, и быть может, и служил вдохновением и источником его. Привлекательно для членов военного сообщества было бессмертие Ахиллеса и его соратников, днем сражающихся до смерти, а ночью празднующих и пьянствующих, что совершенно соответствует картине воинственного рая скандинавов, Вальхаллы Одина.

(Рос-Рус 12) 1.4.7. Этим отнюдь не исчерпывается народное, популярное (т.е. негосударственное) наследие, соотносимое с эрулами. Обратимся к малоисследованному пока очерку Псевдо-Этика из Истрии (около 770 г.), в котором изобилуют скудные сведения и названия. Среди них описываются так наз. Меопароти. Это название напоминает об "Этимологиях" Исидора, где читается: "Миопаро - очень маленькое "паро"… Германские разбойники такими пользуются на побережье океана или в болотах ради (их) быстроты";. Повествуется, как они губят чужие корабли, пробивая их борта из-под воды, ср. др. ск. Raufari от глагола raufa "проделывать дырку". Говорят, пираты даже живут под водой - явное преувеличение, вызванное, по-видимому, тем, что разбойники умеют исчезать внезапно среди камыша, как будто бы без следов. Свой вклад в эти представления вносили и слухи о том, что Александр Македонский был их учеником - и под водой, и у Каспийских (Железных) Ворот, которые были укреплены благодаря знаниям этих пиратов о битуме. Александр якобы им поставил так наз. Алтари Александра в нижнем течении Днепра, т.е. на месте, посещаемом эрулами.

1.4.8. Другой вариант тематики приводит Псевдо-Этик под названием "Кананеос". Название это, напоминающее доеврейский Кананеям, Ханаан в Палестине, объясняется по-иному: от лат. Cannae "камыш, тростник". Здесь имеется в виду народ, проживающий "в болотах и районах, переполненных камышами". "Женщины у них их предпочитают" - намек на их связь с амазонками. Короля не имеют (как эрулы). Выходят они на войну с босыми ногами, и волосы украшают особой окраской (как эрулы). Кормятся беззаконными породами нечистых животных (как Гог-Магог). Они - те же самые, у которых огромные тела (снова как у эрулов). Все районы их обитания в совокупности называются "Германия" - в последнем сообщении можно найти отголосок того факта, что эрулы являются не особым племенем, а представляют собою элиту, отобранную из множества германских племен. Непосредственно от них идет, намеком на "псоглавцев", прозвище лангобардов, которые были врагами эрулов.

1.4.9. Наконец, нет ли какого-нибудь указания на самое прозвание эрулов? Одно, по крайней мере, можно отметить: Псевдо-Этик из Истрии отрицает связь названий Хели(с), Хелиспонтус с Азовским морем, Меотидою других авторов, признавая существование единственного Геллеспонта - пролива между Эгейским и Мраморным морем. Этим он указывает на то, что существовала игра слов, основанная на созвучии названий эрулов-элуров. То, что Хели(с) означало "болото", ему неизвестно. И тот же приазовский Хелиспонтус встречается много позднее, у Саксона Грамматика (в XII веке).


1.5. Мифология государственная (Гог-Магог и Готы, Гунны, Русые, 267-395 гг.)

(Рос-Рус 13) 1.5.1. Если в предыдущей главе рассматривалась народная мифология, то данная глава посвящена официальной, государственной мифологии, выражавшей страх перед Страшным судом и озабоченность при каждом знаке его приближения. В частности, византийцы боялись появления представителей племен Гог-Магога, а также мифической страны Рос на крайнем севере Ойкумены. Первый приведенный автором источник апокалиптического характера относится к самым первым нашествиям готов и эрулов на греков, в 267 и 269 гг. н.э. В не учитывавшейся до сих пор рукописи неизвестного автора содержится предупреждение: "Дважды три на численность одной тысячи насчитывает он, / до сих пор пока они не приводят конец седьмой эры. / Русый народ воздвинулся против Византии. / Готы, сыновья Хагара, представляют собой обширную массу людей. / Увы, крайне несчастливы воды Алфея, / (этими) заключениями (на) острове Греции, / а хуже всему человечеству!" На этом, раннем этапе готы определяются как "русый народ", представляющий для греков начало конца мира (в седьмое тысячелетие). Их обратил в бегство император Аврелиан, после чего опасения греков в их отношении угасли более чем на сто десять лет.

(Рос-Рус 14) 1.5.2. Только начиная с 378 г. готы вновь тревожат воображение греков, вследствие битвы под Адрианополем, где ими были уничтожены две трети всей армии императора Валента. Современнику - Амврозию это событие казалось предвестием "конца всего мира". Если ранее готов отождествляли с гетами и со скифами, причем короля готов звали "король скифов", то сейчас, после Адрианополя, - с племенами Гог и Магог. Речь идет и о простейшем созвучии: название "Гот" воспринималось как "Гог" не только у греческих авторов, но и самими готами, чем они и похвалялись, по Исидору и Иордану.

(Рос-Рус 15) 1.5.3. В 390-х гг. прошла целая волна панических слухов о том, что предстоит на самом деле конец мира, Страшный суд, предвестниками которого выступали именно готы. Примером нарастания таких убеждений нам служит святой Иероним, который сперва, когда-то до 392 г., отрицает мнение своего современника Амврозия о том, что "Гог - это Гот". В комментарии к гл. 39 пророка Иезекииля, после 392 г., Иероним косвенно указывает, что сам он в это не верит. Так же обстоит дело и со святым Августином, ибо и он отрицает отождествление Гог-Магога с конкретными народами "как гетов и массагетов".

(Рос-Рус 16) 1.5.4. Мнение св. Иеронима, однако, резко изменилось, когда на христианский восток вторглись гунны со своими эрульскими союзниками в 395 г.: он боится того, что "падает римский мир", "вот сейчас конец мира, когда римская держава падет". Еще четыре года спустя Иероним убежден в том, что гунны - это и есть дикие племена Гог-Магог, запертые Александром Македонским за Железными воротами Кавказа. Подобное мнение высказывает и римский писатель Хегесипп (Hegessipus).

(Рос-Рус 17) 1.5.5. С 390-х гг. тождество Гога и Магога с готами утвердилось навек, что может показаться странным, поскольку главную угрозу Византии представляли собой тогда уже не готы, а гунны, в частности после страшных событий 395-396 гг. Имеются также источники, в которых именно гунны сопоставляются с племенами Гог-Магог. Так, патриарх Прокл (434-437 гг.) приводит ссылку из Иезекииля по поводу внезапного конца гуннской армии во главе с Роу(г)ас, Роас, которого он отождествил с "Гог, архонтом Рос". Даже в VI веке автор Андрей Кесарийский заявляет, что Гог и Магог - это те скифы на севере, "которых мы зовем Хуннику".

(Рос-Рус 18) 1.5.6. "Кандидатуре" готов на то, чтобы стать и оставаться Гогом-Магогом, способствовало созвучие имен (Гог-Гот). Но и кандидатура эрулов проявляется по-своему: сетью "пророчеств", написанных после "предсказанных" этими пророчествами событий, мы оповещены о раздроблении западно-римской империи иноверцами, христианами арианского вероисповедания, характеризуемыми как "русая раса". В армянской версии так наз. "Седьмого видения Даниила" речь идет о предпоследнем царе Орлогиос (т.е. Олибриус), а также и о последнем (Ромул Августул), после которых придут новые властители, "от иного вероисповедания, т.е. ариане". В одной греческой версии "Апокалипсиса Даниила" победителей называют "тот русый народ". Командующий войсками, низложивший последнего императора, Одоакр носил титул "король эрулов" (476-493 гг.). В упомянутом греческом "Апокалипсисе Даниила" ссылаются, кажется, как раз на полномочия Одоакра. Тогда слова "тот русый народ" намекают на его эрулов. В другой греческой версии ("Видение Даниила") есть ссылка на падение лангобардов и нашествие арабов, наверное, 778 г. Здесь византийская армия присоединяется к "русой расе" и наносит арабам полное поражение, а после счастливого периода следует прибытие Антихриста.

(Рос-Рус 19) 1.5.7. Показательно то, что происходило изменение во взглядах греков на русых северян: от представителей лютых племен Гог-Магог к солдатам наемных войск. Готы, со своей стороны, сохраняли на себе отпечаток образа Гог-Магога, в работах ряда авторов (Исидор, Иордан, летописец из Астурии, Готфрид из Витербо), в версиях Повести Александра Великого Пс.-Каллисфена, а также в еврейском сборнике традиции - Таргуме.

(Рос-Рус 20) 1.5.8. Представления о "русых" северянах восходят не только к обычаю эрулов и других германцев окрашивать волосы и т.п., но и частично к древней традиции со времен Аристотеля и Гиппократа о том, будто бы скифы "грязно-желты", что воспринималось и как "русы". Приводятся и примеры рыжеволосых и голубоглазых представителей некоторых групп среднеазиатского населения. Неизвестно, в частности, кто такие "Кармир хион" - "красные гунны". Среди гуннов присутствовали и германцы, но "германские" имена гуннских предводителей ничего не доказывают, так как они, вероятнее всего, отражают только тот факт, что посредниками-рассказчиками были германцы.

(Рос-Рус 21) 1.5.9. Традиция о "красных евреях", запертых на Кавказе Александром Македонским, восходит, видимо, не к физической "красноте" евреев, но к воспоминаниям об эрулах, союзниках гуннов в 395-396 гг.

(Рос-Рус 22) 1.5.10. В сочинении сирийца Якова Серужского сохраняется упоминание о том, что не только Гог-Магог опустошат мир, но и еще ожесточенный народ "внутри упомянутых ворот", за валом Александра, "народ знаменитый". Эта роль хорошо подходила к эрулам и подобным народностям.

(Рос-Рус 23) 1.5.11. Имеется также источник, сочувствующий эрулам: речь идет опять-таки о Пс.-Этике из Истрии. Ведь он заявляет, что обитатели тростниковых зарослей и болот приложили свои усилия к делу Александра Македонского для того, чтобы преградить самому Гог-Магогу путь к разрушению мира.

(Рос-Рус 24) 1.5.12. В Апокалипсисе, приписываемом Пс.-Мефодию, мы встречаем и "королеву амазонок", и "индийцев среди черных", и "красных евреев", и Антихриста. Значит, главнейшие элементы складывавшихся представлений сохранялись, такие, как указания на красноту и связь с амазонками и Страшным судом, однако тождество германцев с рыжими северянами уже было утрачено.


1.6. Следы эрулов (от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

(Рос-Рус 25) 1.6.1. Наследие традиций об эрулах прослеживается в различных источниках. В середине IV века н.э. проповедник Ефрем Сирин упоминает о "русых" (росайе) как о народе. Очевидно, речь идет о настоящем народе, имеющем сношения с Византией в IV веке н.э.

1.6.2. Другой сириец, Псевдо-Захарий в 555 г. перечисляет народы к северу от Кавказа, включая Хрус (Hrws), описываемых им в качестве соседей и партнеров амазонок, настолько тяжелых, что кони не могли их нести. На основе параллельного арабского текста у ад-Динавари (895 г.) доказывается, что под "Хрус" Пс.-Захария имеются в виду как раз "русые", голубоглазые соседи - партнеры амазонок, воины-пешеходы, слишком тяжелые для лошадей - характеристика, восходящая к эрулам.

(Рос-Рус 26) 1.6.3. От современника последнего сирийца, Иордана (около 550 г.) приобретаем данные о "генс" (племени, роде) Росомонес. За неверность и предательство их преследует и казнит готский царь Германарих (350-375 г.). Имена представителей этой группы у Иордана, Снорри и Саксона - явно скандинавские. Рос - безукоризненно объясняется готским словом раус "камыш", а вероятнее всего, цветообозначением.

(Рос-Рус 27) 1.6.4. Росмо-горы появляются также в древнескандинавском Атлаквида ("Песнь об Атли/Аттиле"). Уже более ста лет название Росмо- объясняется древненемецким цветообозначением rosamo = "красно-коричневый". Обсуждается близость и возможная родственность между эрулами и бургундами, ибо обе группы разделялись на западную и восточную ветви, они были тесно связаны друг с другом, имели общие корни (бургунды от Боргундархольма, сегодняшнего Борнхольма, вокруг которого сосредоточивались и эрулы), и самый термин "бургунд" стал как раз цветообозначением "красно-коричневый".

1.6.5. Согласно новейшим исследованиям (Гшвантлер), и название Росомонес толкуется как "красные", возможно и "быстрые", об эрулах. Быстрота эрулов кажется связанной со "священным" их опьянением (наверное, от красного мухомора) когда они сражались во главе с Одином, буквально "Ожесточенным". Прозвище "(х)эрулы", кстати, хорошо перекликается с титулом Одина Херела "военачальник", от her "войско" (ср. также глагол herja "опустошать"). Оттенок "недоверчивы", "коварны" в качестве изначального смысла их "красноты", отвергается как вторичное осмысление. Приводится немецкое стихотворение о рыцаре Вигалоисе, противником которого является "красный рыцарь", от "красного, воспаленного" цвета бороды и волос его: "О таких (людях) я слыхал, что они имеют сердца недоверчивые" ("коварные"), согласно поэту.

1.6.6. В повествовании Иордана одна подробность заслуживает особого внимания: увидев, что "росомонская" (эрульская) его жена окрашивает себе волосы, Германарих ее сразу же убивает жестоким образом. Окрашивание волос красным цветом было как раз эрульским военным обычаем. Важность цвета подчеркивается и описанием одного из братьев убитой женщины, по имени Эрпр (буквально "красно-коричневый") в "Речах Хамдира" (Старшая Эдда).

1.6.7. В разных древнескандинавских стихах, собранных в так наз. Старшей Эдде, еще ярче подчеркивается социальное значение красного цвета у эрулов, в их одеждах и шлемах, "в золоте красном" ("Песнь об Атли", "Речи Хамдира", "Вторая песнь об Атли", "Вторая песнь о Гудрун", "Подстрекательство Гудрун"). В "Ригстуле" говорится, что из трех социальных классов невольники - смугло-черные, свободные - рыже-красные, а ярлы - русоволосые, румяные (щеками).

1.6.8. Выясняется, что эрулы в "Эдде" хорошо засвидетельствованы под своим названием "ярлар" ("Речи Хамдира", "Подстрекательство Гудрун", "Первая песнь о Гудрун", "Речи Высокого", "Песнь о Хабарде"). С одним исключением, они выступают во множественном числе, и таким образом, выделяются в обособленную группу. Ярлунгаланд - "страна ярлов (эрулов?)" упомянута в "Саге о Тидреке" (эпический Теодорих, король готов в Италии).

(Рос-Рус 28) 1.6.9. Собственно в эпоху викингов наследие "красной традиции" прослеживается в выражениях вроде раудавикингр букв. "красный, т.е. особенно лютый викинг", раударан "грабеж с насилием", раудагалинн "красно-сумасшедший". Один, как замечалось - Раудаграни, "Краснобородый". "Красный", кстати, не полностью передает значение древнескандинавского слова, которое носит оттенок блеска, воспаленности, пламенного характера.

(Рос-Рус 29) 1.6.10. Эта "краснота", отмечаемая византийцами, воспринималась как признак предрекаемых спасителей империи и христианства. За несколько десятков лет до посещения Византии первыми "русскими" в 838 г. в Сицилии появился "пророк", говорящий о том, что спасет Византию "русый народ".

(Рос-Рус 30) 1.6.11. Оказывается, что сами византийцы воспринимали и собственно русских как русых. В качестве примеров приводятся отрывки из византийских авторов Геродиана и Москопа, из рукописи в Афонском монастыре о казаках - "русых", а также из другой рукописи и актовых материалов монастыря, Книги "О церемониях" Константина Багрянородного, Лиудпранда, как и в новейшем словоупотреблении.

(Рос-Рус 31) 1.6.12. Наконец, обсуждается так наз. Каппадокийское завещание, приписываемое Александру Македонскому, где среди покоренных им народностей упоминается и народ "русых". Из контекста явствует, что они представлялись как обитатели территорий неподалеку от Кавказа. Датировка - приблизительно VIII век.


1.7. Эрулы-русые в исламских источниках

Эрульское наследие выявляется и в средневековой культуре мусульман. Автором предлагается новый перевод и рассматривается ряд отрывков из исламских источников.

1. Безымянный автор (прибл. 685 г.).

Приводится отрывок из изученной автором рукописи Британской Библиотеки Адд. 5928 о том, что жители некой страны С-д-рха (видимо, от Самарканда) - "великаны, с такими длинными языками (!), что никто их никогда не видел верхом". Предположительно, автор этой рукописи - ал-Хасан ал-Басри.

2. Тот же автор, из той же рукописи.

Описываются соседи амазонок как голубоглазые, весьма волосатые, отважные и чрезвычайно высокие.

3. Там же.

Амазонки свидетельствуют о том, что их мужчины - мореплаватели, храбры, жестоки.

4. Там же.

Говорится, что амазонки очень высоки ростом, с тяжелым телосложением, черты их лиц красные, русые и синие.

5. Рукопись второго безымянного автора - араба-мориска (содержание которой восходит к Ибн Ан'ум, VIII век): жители Хорасана - "великаны с такими длинными копьями, что никто их никогда не видел верхом".

6. Рукопись безымянного араба-арагонца (без датировки).

(Рос-Рус 32) Покончив со строением Вала, Александр Македонский покидает Гог-Магог и встречает "народ красного цвета с красными волосами, где мужчины и женщины проживают обособленно друг от друга", а потом в связи с Ферганой и Самаркандом встречают еще один "народ с (крупными) телами, красивый".

7. Рукопись так наз. Нихаяту л-Араб (безымянная, без датировки).

(Рос-Рус 33) В стране славян "в Океане" Александр Македонский встречается "с народом с красными лицами и рыжими волосами, имеющим (крупные) тела и крепость телосложения". Их король впоследствии верно служит и помогает Александру.

8. Ал-Ша'би (прибл.700 г.).

(Рос-Рус 34) В районе Гог-Магога Александр Македонский видит "народ с красными волосами и синими очами". Они повествуют про Гог-Магог, чем те питаются: "Каждую весну океан выбрасывает ради них две рыбы". Это указание на китов, которые в самом деле "выбрасываются" как раз весной на побережья, например, Фарерских островов, преследуемые зубастым китом-касаткой.

(Рос-Рус 35) 9. Ал-Динавари (около 895).

Покончив с построением своего Вала, таким образом, отделив Гог-Магога от других, Александр Македонский находит "племя красного цвета, с рыжими волосами, среди которых мужчины и женщины обитают обособленно друг от друга", а потом в связи с Самаркандом и Ферганой "увидел народ крупного телосложения, а красивый".

(Рос-Рус 36) 10. Ал-Масуди (910 г.).

"(Что касается) ар-Рус, то греки их называют Арусия, что означает "Красные".

11. Там же.

В "реке Мэотис" (= Азовское море) проходит кит, два раза за один год, и жители пользуются им. Двухразовое появление - искажение известия о ките (преследуемом касаткой).

12. Ибн-Фадлан (922 г.).

В знаменитой повести посла халифа особого внимания заслуживает пассаж о великане, побывавшем у царя волжских болгар. Названный представителем Гог-Магога, он истолковывается автором диссертации как "пугало" для посла халифа и вообще арабов, о котором рассказывали для того, чтобы сохранить монополию болгар на северную торговлю и обеспечить им финансовую поддержку со стороны халифа.

В еще более известном пассаже о "русских" до сих пор не уделялось внимание тому факту, что их зовут не "ар-Рус", а "ар-Русия", от греческого "oi rousioi " [<font-face="Symbol Accentuated"> ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;], т.е. "красные". О них ибн-Фадлан свидетельствует, что они "похожи на пальмы, рыжи, красны лицом, белы телом…". Очевидно, посол халифа был намерен заранее осведомиться именно о "красных". Он отмечает специально, что "красных" среди болгар он не видал.

13. Ал-Хасан ал-Басри (?).

Здесь мы находим, так сказать, первоисточник ибн-Фадлана, в сообщении аль-Хасана о том, что некоторые представители Гог-Магога ростом с пальму, волосаты, и их питание - огромная рыба, доставляемая им весенними дождями. Проживают они где-нибудь на севере, на побережье Океана, и как кажется, на полуострове, отделяемом высокими, голыми горами от более южных и цивилизованных людей. Они голы.

14. Ибн-Фадлан.

В письме, якобы от народностей Вису (предки нынешних вепсов), передаваемом послом халифа ибн-Фадланом, вновь отмечены Гог-Магог на побережье Океана за морем и горами, питающиеся мясом китов. Очевидно, речь здесь идет о жителях северной Норвегии. Ибн-Фадлан сообщает при этом об их наготе. Отлично зная мусульманских классиков, включая ал-Басри, ибн-Фадлан писал, видимо, то, что хотелось бы прочесть главе верующих, т.е. халифу.

15. Ал-Фирдоуси (1050 г.).

В своем всемирно знаменитом эпическом произведении "Шахнаме" крупнейший персидский поэт ал-Фирдоуси упоминает о народе Хрум (т.е. Рум, Византия), но есть основание предполагать, что речь на самом деле идет о народе Хрус. Здесь воины с "красными волосами" и "желтыми лицами" совершают типичный германский ритуал - бьют в щиты своими мечами.

16. Амир Хосров (1300 г.).

Согласно этому поэту, Александр Македонский со своими соратниками добирается до места в Океане, где невозможно дальше продвинуться. Ему является небесный вестник Суруш (= ангел Джабраил, Гавриил, по иранским шиитским верованиям), чтобы оказать свою помощь. Герой достигает самого дна Океана, и Суруш появляется еще раз. Александр встречает "морских людей" с красными лицами и большими бородами, но без волос на голове. Они упрекают Александра за то, что он жаден и нарушает их покой. Истолковывается этот пассаж автором в качестве исторического воспоминания о "красных Морских людях" - эрулах.

17. Наджиб Хамадани, Амин Рази.

Эти два персидских поэта (писавшие, приблизительно в 1180 г. и в 1593 г.) оставили скудные известия. Первый заявляет, что ар-Рус обитают на острове или полуострове, высоки ростом, с белыми телами и красными лицами. Второй же - что они без исключения имеют красные волосы, огромный рост, белые тела.

18. Низами Гянджеви (1199 г.).

По словам этого знаменитого поэта, русские - "красны лицом" настолько, что они похожи на огонь священной печи зороастрийцев.

19. Абу-Мансур (980 г., или, может быть, 1050 г.?).

Согласно Абу-Мансуру, славяне - "племя красного цвета, с рыже-русыми волосами".

20 Ал-Марвази (около1130 г.).

В географическом очерке этого автора есть ссылка, почерпнутая из другого сочинения о том, что за Китаем проживает "народ с рыжим цветом кожи и красными волосами". Он сомневается в правильности этого сообщения, поскольку "рыжие черты и красные волосы производятся крайним холодом и отсутствием жары, как обстоит дело у славян и ар-Рус".

21. Ал-Димашки (1310).

В Северном Ледовитом океане "расположен большой остров, заселенный мужчинами большого роста, с кожей и волосами русого цвета, с синими глазами, никакого языка не понимающими". В другом месте он зовет византийцев "желтыми мужами". Любопытно, что, согласно ал-Димашки, ар-Рус обитает на множестве островов в Азовском море, откуда они совершают свои набеги на хазар.

22. Употребления прозвища "русые" у арабов.

Очень рано мы встречаем этноним ар-Русия, что истолковывается как "красные". Первый пример - текст ибн-Русте, датируемый автором до 860 г. Другие, наряду с формой ар-Рус - Ибн Хаукаль в 977 г., ибн-Мискавейх около 1000 г., ал-Хамадани до 1100 г., ибн-ал-Атир в 1231 г., ибн-Хальдун около 1380 г., Абу л-Фида. Форма, встречаемая у ал-Магриби и ал-Димашки, - ар-Русия в качестве столицы народа ар-Рус. У географа ал-Идриси ар-Рус - народ, ар-Русия - этнос и территория. По позднему географу ибн-Ияс, ар-Рус - тюркский народ, во вре

Просмотров: 510 | Добавил: unatthe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz