Молчавший до этого малыш внезапно заговорил, да так, что остановить его нереально.

Некоторые ученые уверены в том, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают собственного рода открытие: любая вещь имеет собственный заглавие, которое можно выяснить у взрослого. Нескончаемые вопросы ребенка "это что?", казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть общий закон - это значит очень сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребенок не может понять в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не обладая речью. И все же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.
Вместе с тем найти правильную дату появления первых слов ребенка не так-то легко. Дело в том, что по времени появления речи и по количеству собственного активного словаря дети так очень сильно различаются между собой, что средние эти никак не отражают настоящей картины. Имеется дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а посещают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок настойчиво молчит, не обращая внимания на обычное в целом психологическое развитие.
Столь значительные личные различия не разрешают установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже неоднократно психологи пробовали определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Но все эти попытки до тех пор пока ничем не закончились, по причине того, что между детьми от 1 года до 2 лет через чур большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, ученые постарались подсчитать минимальный и большой словарь ребенка для каждого возраста. Оказалось, что и между этими размерами существуют огромные различия. К примеру, в 1 год и 3 месяца минимальный словарь ребенка - всего 4-5 слов, а большой - 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда либо умственно отсталого.
Получается, что темпы и сроки овладения речью сильно зависят от личных изюминок ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.
Развитие речи имеет два главных направления:
пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и
активное (т. е. говорение). В большинстве случаев пассивная обращение опережает активную. Уже в 10-12 месяцев дети в большинстве случаев осознают заглавия многих действий и предметов. Всем известны известные детские игры в "Сороку-ворону" либо "Козу". "Все осознаёт, - удивляются растроганные родители, - а сообщить ничего не может". Вправду, до определенного
времени число осознаваемых слов существенно превосходит число энергично произносимых. И у некоторых детей этот период очень сильно затягивается. Ребенок может впредь до 2 лет, отлично осознавая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова - или вообще молчать, или разъясняться с помощью лепетного говорения. И все-таки при этом, в случае если ребенок живет в обычных условиях, его обращение развивается.
В большинстве случаев у таких детей переход к активной речи происходит быстро и нежданно. И это ясно. Но достаточно богатый запас осознаваемых слов становится активным словарем ребенка. Посещает так, что дети, настойчиво молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в собственном развитии тех, кто начал сказать в 10 месяцев. Исходя из этого не стоит волноваться, в случае если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. В случае если малыш осознаёт обращенную к нему обращение, если вы создаете все необходимые условия для его обычного развития, значит, непременно он заговорит. А вот как рано либо как поздно - сильно зависит от вас.
Разглядим, как могут родители оказать помощь ребенку заговорить.
Продолжительное время принято было вычислять, что детская обращение возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого - малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и так усваивают обращение. "Сообщи мать, сообщи ляля, сообщи ложка", - просят родители малыша и ожидают от него соответствующих звуков. К их великой эйфории, многие малыши уже в 10-12 месяцев начинают четко повторять за взрослым те либо иные простые слова. Подражание вправду имеет место при овладении речью (но дети постоянно начинают сказать на том же языке, что и их родители). Но оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то либо иное слово по просьбе взрослого, но одновременно с этим ни при каких обстоятельствах не применять его самостоятельно. Значит, умение подражать, принимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.
Одновременно с этим разумеется, что первые слова возникают лишь в общении со взрослым. Но сотрудничество взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово - это в первую очередь символ, т. е. помощник другого предмета. Значит, за каждым словом обязан находиться какой-то обозначаемый им предмет, т. е. его значение. В случае если такого предмета нет, в случае если ребёнок и мать до полутора лет ограничиваются проявлениями обоюдной любви, первые слова могут не показаться, как бы большое количество мать ни говорила с малышом и как бы отлично он ни воспроизводил ее слова. В случае если же мать играется с младенцем в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (либо содержанием) их общения. Но в том случае, если ребенок увлеченно играется с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо прося либо выразить собственные впечатления. необходимость и Потребность сказать предполагает наличие двух главных условий: 1) потребность в общении со взрослым и 2) потребность в предмете, что нужно назвать.
Ни то ни второе в отдельности к слову еще не ведет. И лишь обстановка предметного сотрудничества ребенка со взрослым либо содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, сказать собственный слово. Так,
главное - это не просто говорить, но играться с ребенком; говорить не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картины и многие другие предметы, с которыми можно играться совместно.
В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком
речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть осознанным, он обязан сказать совсем определенное слово. А это значит, что он обязан отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот неестественный символ социально-исторической природы (каким постоянно является слово) для действия на окружающих.
Сущность речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному применению определенного слова в качестве единственно верного средства действия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность подобающа появиться, и научить его этому может лишь взрослый.
В ходе овладения словом можно выделить три главных этапа, любой из которых имеет собственный смысловой центр для ребенка.
На
первой стадии таким центром является
предмет. Малыш тянется к нему, сопровождая собственные попытки мимическими и интонационно-ясными перемещениями. В некоторых случаях, когда он не приобретает желанный предмет, эти проявления перерастают в бешенство а также в плач. Но у большинства детей центр внимания неспешно сдвигается на взрослого.
На
втором этапе центром обстановки становится
взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток дотянуться предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение ("дай-дай-дай") и другие методы действия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на собственные попытки. Но в случае если взрослый "не сдается" и ожидает нужного слова, ребенок наконец пробует его сказать.
На
третьем этапе центром обстановки выступает конкретно
слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание "говорящих", шевелящихся губ очевидно говорит о том, что ребенок не только слышит, но и "видит" необходимое слово. Исходя из этого, говоря с небольшими детьми, принципиально важно четко артикулировать любой звук, чтобы было ясно, как этот звук производится. После этого в большинстве случаев проявляются первые попытки сказать слово.
Принципиально важно выделить, что малыш сперва ориентируется в общем смысле обстановки. Он начинает осознавать, что, чтобы обратиться к взрослому, нужно применять конкретное слово, которое и становится средством обращения. Так, воспроизведение и восприятие слова происходит, как мы уже говорили, на базе уже открытого смысла сотрудничества и речевого общения со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова показаться не могут.
Всецело развернутым процесс порождения слова посещает лишь сначала. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сходу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем принципиально важно выделить, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, в первый раз ставится перед малышом конкретно взрослым. Дети начинают энергично произносить слова лишь под влиянием настойчивых действий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.
Но успешным и своевременным появление речи бывает не всегда.
По какой причине заговорить посещает тяжело
В наши дни явное недоразвитие либо вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более значительной проблемой для педагогов и родителей. Постараемся разглядеть главные, самые типичные причины таких неприятностей у детей 2-3 лет и методы их преодоления.
Первой и основной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со собственными родителями. В наши дни многие родители ввиду усталости и своей занятости не имеют времени и жажды общаться со собственными детьми. Основным источником впечатлений (среди них и речевых) помогает для детей телевизор. Состояние молчания участников семьи в повседневной судьбе и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью небольшим ребенком. Уже давно бьют в набат доктора, которые в силу собственной профессии имеют дело с нарушениями слуха и речи в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века германский доктор Манфред Хайнеманн при помощи новых способов обследования наткнулся на нежданно много детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было найдено нарушение развития речи. А сейчас в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи либо его нарушением, независимо от уровня образования родителей либо их принадлежности к определенным социальным слоям.
Специалисты выделяют, что рост числа нарушений развития речи в наши дни разъясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сейчас растут дети. У трудящихся родителей остается меньше свободного времени для собственных детей.

Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поболтать со своим ребенком. Как следствие всего этого - растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- либо видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже небольшие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают фильмы.
Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, всегда слышит обращение, причем громкую, разнообразную и ясную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что обращение, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного действия и не играется значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как направленная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь только фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что небольшие дети не выделяют отдельных слов, не осознают диалогов и не вслушиваются в экранную обращение. Даже самые лучшие телепередачи либо видеокассеты не могут заменить общения родителей со собственными детьми! Еще раз выделим: лишь яркое действие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить обычное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:
- включенность речи в активную деятельность ребенка;
- личная адресованность речи, которая вероятна лишь в живом ярком общении.
Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Но лишь благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в подлинном смысле. Причем первым делом тут подразумевается не передача информации, а что-то совершенно иное, имеющее гораздо большее значение: взор в глаза, заинтересованное внимание, ответная ухмылка, эмоциональная ясность. Все это может дать ребенку лишь близкий взрослый.
Но время от времени отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, отлично осознавая значение независимой речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к обычной людской речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая небольшие его жажды. Они отлично осознают, что желает сообщить ребенок, и удовлетворяются его "детскими словами" типа "бу-бу", "нюка", "люка" и т.п. При этом и сами родители с наслаждением используют детские слова в диалоге с малышом, потому, что таковой детский язык (его время от времени именуют языком нянь и мам) высказывает умиление и особую нежность перед ребенком. Но этот язык уместен лишь для младенца, потому, что он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, "детские слова" могут стать значительным препятствием для развития обычной людской речи, и ребенок на долгое время застрянет на этом этапе, ограничиваясь несколькими "детскими словами". В случае если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения только "детских слов", то потом в его речи вероятны разные нарушения, которые связаны с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может привести к грубым ошибкам в письме, потому, что "как слышится, так и пишется".
Итак, главных причин застревания ребенка на стадии независимой детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые с радостью используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая подобные собственные слова типа "бибика", "ням-ням", "пи-пи" и пр. Во-вторых, это случаи, когда бабушки и родители, отлично осознавая не только необычный язык ребенка, но и все его жажды, угадывают их практически с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления аналогичных неприятностей необходимо неукоснительно соблюдать два правила.
1. Не заменять диалог с ребенком языком "мам и нянь", т. е. не сказать с ним с помощью разных "бу-бу" либо "пи-пи". Малышу необходима верная людская обращение, разумеется, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, необходимо четко и светло произносить отдельные слова, завлекая его внимание к их артикуляции и получая от него вразумительного произношения.
2. "Не осознавать" невнятных вокализаций и автономных слов ребенка, побуждать его к называнию и правильному произношению нужных ему вещей и, так, создавать речевую задачу. Необходимость, а потом потребность в людской речи возникает лишь в общении с близкими взрослыми.
В этой связи вспоминается узнаваемый анекдот про мальчика, что до пяти лет молчал, и родители уже вычисляли его глухонемым. Но вот в один раз за завтраком он заявил, что каша слишком мало сладкая. В то время как изумленные родители задали вопрос малыша, по какой причине же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, , пока тебя осознают без слов, никакой необходимости в них нет, и исходя из этого можно молчать либо разъясняться нечленораздельными звуками.
Значительным препятствием для развития речи может также стать нечувствительность и повышенная импульсивность ребёнка к словам взрослого. Такие дети очень активны, подвижны, они мчатся куда глаза смотрят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже собственный протест они высказывают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в рвении все делать самому: взрослый как партнер и как пример совсем не нужен. Личные игры ребенка с предметами не смотря на то, что и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается одна потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В следствии задерживается психологическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.
В аналогичных случаях нужно в первую очередь возвратиться к занятиям и играм, в базе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это возможно нежное поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа "Ку-ку" либо "Сорока-ворона". Принципиально важно установить контакт с ребенком, поймать его взор и взять ответную реакцию. Громадное значение имеет и то, как конкретно взрослый вводит в судьбу ребенка игрушки и различные предметы. Всем предметным действиям следует по возможности придать "человеческий" темперамент: жалеть либо укладывать дремать куклу, посадить водителя в машинку и новости ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.
Число игрушек лучше сократить. Совсем нужны игры, в которые нельзя играть одному, к примеру катать мячик. В случае если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, испытайте организовать в его присутствии неспециализированную игру с другим партнером. К примеру, мама и папа могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них либо присоединиться к этому занятию. Нужны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить тщетную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.
Еще одной, достаточно распространенной сейчас проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения обычного развития речи противоположен всем прошлым. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, напротив, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца внезапно начинает сказать практически развернутыми предложениями, с доброй дикцией, применяя совершенно не детские слова. какое количество гордости становиться причиной у родителей их говорящее чудо! Как приятно показать привычным неординарные умения малыша! Сначала возможности малыша кажутся бесконечными. С ним всегда разговаривают, его учат, ему говорят, ставят пластинки, просматривают книжки и т. д. И он все осознаёт, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет замечательно. Но внезапно таковой ребенок начинает заикаться, тяжело засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.
Все это происходит по причине того, что не сильный, еще слабая нервная совокупность малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему тяжело так скоро перестроиться и всего за пару месяцев из младенца превратиться во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание говорят о том, что нервная совокупность ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку требуются отдых, свобода от лишних впечатлений (и в первую очередь - речевых). Чтобы предотвратить развитие неврозов, нужно больше гулять с ребенком, играться в простые детские игры, приучать его к обществу сверстников и ни за что не перегружать новой информацией.
Итак, случаи нарушения речевого развития очень разнообразны. Но при любых обстановках для обычного и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Но посещает, что никакие старания родителей не приводят к нужному достигнутому результату - малыш до 3 лет молчит , либо произносит какие-то нечленораздельные звуки, либо избегает общения. В этих обстоятельствах необходимо обратиться к специалистам - логопеду, детскому психологу либо невропатологу. Не забывайте, что обращение - это один из главных показателей психологического развития, потому, что в ней отражаются все проблемы и достижения небольшого ребенка.
Авторы: Е.О. Смирнова и Т.В. Лаврентьева
Ребёнок с нехорошей координацией перемещений рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках труда и физкультуры.
Исходя из этого крайне важно начать развивать это свойство ещё до поступления в школу и не бросать, а совершенствовать его, хотя бы, пока ребёнок не перейдёт в третий класс.
Степень развития ручной ловкости у детей 5-7 летнего возраста можно найти по количеству бросков мяча диаметром 10 сантиметров о стенке с расстояния 1 метр. В случае если за 30 секунд ребёнок кинул и поймал мяч больше 24 раз - координация перемещений его рук добрая, от 24 до 19 раз - удовлетворительная, меньше 19 - нехорошая.
Совершенствовать координацию перемещений рук помогают особые физические упражнения, которые нужно исполнять раз в день. При этом желательно не забывать и о вторых физкультурных занятиях: у детей с невысоким уровнем ручной ловкости, как правило, не хорошо развита быстрота движений и общая координация. Таким детям крайне полезны упражнения и игры с мячом. Попытайтесь поощрять эти игры, а по возможности и сами играйтесь с детьми в мяч.
Научите ребёнка перекладывать, а потом и перебрасывать мяч из руки в руку; подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой; ловить мяч после дополнительных перемещений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360 градусов, приседания).
Время то времени проверяйте, как действенны занятия. Сделать это можно с помощью совсем несложных контрольных упражнений:
1. Ударять мяч о пол и ловить его после отскока сперва хватом снизу, потом сверху.
2. Ударять мяч о пол, стоя на месте, а потом передвигаясь в разных направлениях. Ловить поочерёдно каждой рукой раздельно, позже обеими руками.
3. Бросать мяч о стен с расстояния 1,5-2 метра и ловить его двумя, а потом одной рукой. Темп бросков неспешно ускорять.
4. Метать в цель, расположенную на высоте 1 метр, 1,5 метра, 2 метра, мячи разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой.
По мере совершенствования ручной ловкости ваш ребёнок будет легче справляться с этими контрольными упражнениями. Возрастёт темп их исполнения, и вдобавок число повторений каждого упражнения.
Существуют ещё упражнения для развития ручной ловкости, и для их исполнения не нужны никакие приспособления.
1.

Стоя либо сидя, руки вытянуты перед
грудью, пальцы разведены. Очень сильно сжать пальцы в кулаки, задержаться в этом положении на 2-3 секунды, потом разжать, расслабить кисти и встряхнуть ими. Повторить 4-6 раз.
2. Стоя либо сидя, руки вытянуты перед
грудью, пальцы правой руки сжаты в кулак. Разжать пальцы правой руки и в один момент сжать в кулак пальцы левой руки, возвратиться в исходное положение. Повторить 20 и более раз, неспешно убыстряя темп.
3. Стоя либо сидя, ладони совместно, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы. Повторить 20-30 раз.
4. Сидя, руки с разведёнными пальцами лежат на ровной горизонтальной поверхности. В течение 30-60 секунд поочерёдно постукивать по опоре пальцами то одной, то второй руки, то обеих рук сходу.
5. Сидя либо стоя, руки согнуты перед собой. Касаться громадным пальцем поочерёдно указательного, среднего, безымянного, мизинца.

Темп сила и выполнения надавливания неспешно возрастают. Повторить 15-20 раз.
6. Сидя либо стоя, ладони совместно, пальцы переплетены. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Повторить 10-20 раз.
7. То же, что в упражнении 1. Развернуть ладони наружу, возвратиться в исходное положение. Повторить 15-20 раз.
8. Сидя либо стоя, руки, согнутые в локтях, в стороны, расслабленные кисти вольно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить 15-20 раз.
9. Стоя либо сидя, руки, согнутые в локтях, перед
грудью ладонями кверху. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить 15-20 раз.
Призом за упрочнения вам и вашему ребёнку обязательно станут стройные буквы в тетрадках