Понедельник, 21.07.2025
Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Апрель » 12 » Океан новостей.
20:52
 

Океан новостей.

Употребляя термин «Богиня-Мать»,

подразумевают универсальное воплощение

женского начала, богиню-прародительницу,

не имеющую равновеликого себе супруга

Она – «созидательница вселенной со всем,

то в ней происходит».

«ведущим было женское начало, вездесущая, всемогущая, проявляющая себя во всём богиня-мать, а всё мужское было второстепенным, подчиненным, роявляющимся в лице ее спутника-супруга». Одна из главных ее черт – амбивалентность: она предстает воплощением и жизни, и смерти, она может выступать и как хозяйка небес, и, что особенно для нас важно, как владычица подземного мира.

В мировой мифологии преисподняя – это не только мир умерших,

но и средоточие глубинной мудрости (как видим, даже фразеология современного языка сохраняет эту связь мудрости с нижним миром), которая регулярно отождествляется с женским началом, то есть является составляющей образа Богини-Матери.

В индуизме, Махалакшми (Mahalakshmi) – это верховная богиня-мать,

и как многие полагают, она – есть корень всего творения.

Популярная же индуистская богиня Лакшми – это богиня богатства, благополучия и процветания – одна из манифестаций Махалакшми.

Но сегодня и Лакшми и Махалакшми для большинства людей

– одно и то же. Они обращаются к обоим для решения своих материальных нужд.


Махалакшми как высшая богиня-мать подобна Дурге, и эта форма упоминается в Тантрических текстах и популярна в западной

Индии, особенно в Махараштре. Махалакшми – попытка человеческого ума найти корень всего творения и определить бесформенную сущность, которое отвечает за это.

что она – Пракрити, майя и шакти. Все одушевленное и неодушевленное возникает и исчезает в ней.



Но в вайшнавской традиции (верующих в бога Вишну как верховное божество) у Махалакшми есть супруг – бог Вишну, обращаясь к которому можно достигнуть освобождения (Moksha) от бесконечного цикла рождения и смерти.

В этой форме, она – щедрый аспект природы и олицетворяет справедливость и сострадание, но связана с Вишну.

Вишну здесь – символ отца, и Лакшми – символ матери.

Прощение за грехи (нарушения Дхармы) дает Вишну, а богиня

Лакшми помогает каждому верующему в неё, своим ходатайством перед Вишну. Что-то типа отношения Отца и Сына в христианстве.

Именно к Вишну легче приблизиться через богиню Лакшми,

как к Богу-Отцу через Иисуса.

В тибетском тантризме - как и в шиваизме, каждое мужское божество имеет свою божественную супругу-шакти (в буддийской терминологии – «праджня»), с которой сливается в вечных объятиях.

Тантрическая традиция утверждает, что боги становятся могучими

и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти.

Шакти (женская энергия), праджня (запредельная мудрость) представляют собой сплав женственности и мудрости.

«Что касается блаженства и пустоты, — говорил в одной из своих лекций Далай-лама XIV, — то здесь подразумевается неразрывное единство мудрости, постигающей пустоту, и глубокого переживания блаженства...

Значение использования блаженства для реализации постижения пустоты столь велико, что многие медитативные божества тантр высшей йоги изображаются в соитии.

Это блаженство очень отличается от того, что испытывается

в обычном половом акте.

Мудрость, символизируемая женским началом («праджня»),

считается имманентно существующей, разлитой в мире.

Мужское начало представляет собою метод («упайя»),

посредством которого постигается мудрость.

Рассмотрим понятие праджни детально.

Этим словом обозначается женская ипостась божества,

его женская энергия, иконографически передаваемая

как супруга; также праджня – это запредельная мудрость,

постигаемая лишь интуитивно, в состоянии озарения.

Если мы проанализируем это не с религиоведческой, а с мифологической точки зрения, то придем к выводу, что отождествление понятий «супруга» и «мудрость» означает, что женщине мудрость присуща изначально, в то время как мужчина должен мудрость постичь, и постижение это идет через женщину,

что на иконографическом уровне передается как «яб-юм» (дословно «отец-мать»: бог и его праджня сливаются в супружеских объятиях),

а на уровне текста – как многочисленные сюжеты о великих святых, получавших мудрость от дакини, причем в некоторых случаях речь

идет не только о духовной передаче, но и о плотском соединении.

Воплощением мудрости как таковой предстает Праджняпарамита – высшая из степеней духовного совершенства (парамит), символизирующая интуитивное познание, озарение.

Одновременно Праджняпарамита является и философским понятием, и названием корпуса священных текстов, и богиней, иконография которой не только зрительно передает философскую концепцию,

но и содержит ряд черт, позволяющих видеть в Праждняпарамите элементы мифологемы Богини-Матери (в атрибутику богини входят и лотос, и меч – женский и мужской символы).

Тантрическим возвышением женщины как воплощения мудрости объясняется женственный

(и иногда женовидный) облик мужских божеств.

Так, стоящего Авалокитешвару регулярно пишут с большими, округлыми бедрами. Здесь же следует отметить еще одну черту Богини-Матери, очень важную для понимания мировоззрения тибетского буддизма, – двуединство эротизма и целомудрия.

Поскольку Богиня-Мать не имеет супруга, но является прародительницей всего сущего, то это и создает названную амбивалентную черту.

В мировой мифологии она может реализоваться по-разному: от образа Иштар, одаривающей своей любовью множество героев и губящей их, до образа Артемиды, которая, будучи изначально прародительницей и губительницей диких зверей, в классической мифологии становится охотницей и девственницей; от сибирских богинь очага, именуемых «мать-огонь», до римской девственной Весты с ее весталками.

В тибетском буддизме эта амбивалентная черта воплощается,

во-первых, в самой сути тибетского тантризма – в символической,

а не плотской трактовке полового акта, в оксюмороне

«тантра для монахов».

Во-вторых, это опять же будет связано с дакинями, иконографические изображения которых подчас весьма эротичны (большинство дакинь полностью обнажены, не считая множества украшений), притом что эротичный аспект легенд о дакини – скорее исключение, чем правило.

Образ дакинь находит типологическую параллель в скандинавских мифах о валькириях – воинственных девах, помогавших героям в бою, а также обучавших их мудрости (таковы Сигурд и Сигрдрива, Хельги и Свава–Сигрун и др.).

В мифологическом мышлении мужское начало

противопоставляется женскому как нечет и чет.

Двоичность – универсальный способ передачи

женского начала на знаковом уровне.

В тибетской иконографии это ярче всего видно на примере двойного изображения Тары – на большинстве картин богиня одновременно предстает в Белой и Зеленой ипостасях (заметим, что для всех

других божеств появление нескольких их ипостасей на одной картине – явление несопоставимо более редкое).

В образе Зеленой Тары двоичность выражается и в том, что богиня держит в руках два, а не один стебель лотоса.

О том, что богиня Тара как таковая имеет черты Богини-Матери,

писал еще Ю.Н. Рерих.

Один из геометрических символов Богини-Матери – треугольник, вершина которого смотрит вниз. Такова форма уже упомянутого

озера, посреди которого растет лотосовый трон. Вода – стихия, повсеместно отождествляемая с женским началом, а также с мудростью... Всё это присутствует в образе Богини-Матери.

Категория записи: Религия и непознанное

Просмотров: 1018 | Добавил: unatthe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz