Группа известных европейских и американских экономистов пришла к выводу о том, что в проблемах зоны евро виновата сама валюта евро. Обнародованный на днях доклад этих экономистов, объединившихся в Массачусетсе под вывеской «Национального бюро экономических исследований» (National Bureau of Economic Research) впервые на таком высоком экспертном уровне выносит приговор единой европейской валюте. [1] Авторы документа – американцы Хесус Фернандес-Виллаверде и Тано Сантос, а также британец Луис Гарикано – напрямую не призывают к роспуску еврозоны и возвращению марок, драхм, песо и эскудо. Однако они убедительно доказывают, что возможности для реформирования и устойчивого развития экономик тех европейских стран, которые сегодня принято именовать «проблемными», были подорваны именно с введением евро.

Авторы напоминают, что уже к 1999 году было очевидно, что дальнейшее экономическое развитие таких стран, как Греция, Португалия, Ирландия и Испания напрямую зависит от проведения жестких и непопулярных структурных преобразований, нацеленных на повышение конкурентоспособности экономики. Однако введение евро открыло перед этими да и многими другими странами возможность добиться поставленных бюджетно-финансовых целей посредством надувания спекулятивных «пузырей» и обращения к фондам Евросоюза. Как результат – конкурентоспособность экономик в первую очередь средиземноморских государств стала еще ниже, но зато правительства получили возможность широко пользоваться кредитом, невзирая даже на строгие бюджетные требования Маастрихтских соглашений. Согласно расчетам экономистов, вступление в зону евро спровоцировало гигантский приток кредитных средств в страны европейской периферии. В результате Греция, Португалия, Испания и Ирландия за 10 лет нарастили чистый внешний долг на 100% от объема валового внутреннего продукта.
Однако доклад Национального бюро экономических исследований при всей его убедительности не имеет, так сказать, обратной силы. Вряд ли Евросоюз в 1999 году мог отказаться от введения единой валюты на максимально широкой территории. И сегодня столь же трудно предположить, что Брюссель согласится признать крах своего проекта и распустить еврозону или хотя бы существенно сократить ее масштабы.
Выводы экспертов Национального бюро экономических исследований на будущее тоже неутешительны. Они предвидят, что выявленная ими тенденция может получить дальнейшее распространение в странах, которые сегодня надувают или используют новые «финаВВПнсовые пузыри». Авторы доклада прогнозируют, что «ухудшение государственного и частного управления» может произойти в США, и это также не добавляет оптимизма европейцам, учитывая, насколько тесно экономика Европы связана с американской экономикой.
Последние дни зарядили финансовых экспертов новой порцией пессимизма. Сводный индикатор делового и потребительского доверия к экономике еврозоны снизился в марте сильнее ожиданий - до 90 пунктов; оценки снижения ВВП Франции в четвертом квартале 2012 года по сравнению с предыдущими тремя месяцами и в годовом выражении оставлены на уровне 0,3%. [2]
Рейтинговое агентство Moody's понизило кредитный рейтинг Кипра до уровня «Caa2» из-за роста угрозы выхода островного государства из еврозоны. «Отношение к Европе плохое. Неопределенность, созданная спасением банковской системы Кипра и неспособностью Италии сформировать правительство, довлеет над рынками, напоминая о том, что отрицательное влияние Европы сохранится на долгие годы», - констатирует эксперт, руководитель отдела исследований инвестиционных рынков австралийской компании Colonial First State Global Asset Management Стивен Холмарик. [3] Доверие к европейской экономике за пределами Европы падает и все меньше инвесторов хотят вкладываться в «риск», свидетельствует старший менеджер Shinkin Asset Management Co. Томоми Ямасита. [4] А генеральный менеджер японской компании SMBC Nikko Securities Хироити Ниси даже предупреждает о наступлении «эффекта домино», если Брюссель попытается распространить рецепты решения банковских проблем Кипра на другие государства еврозоны. На такую возможность уже намекнул председатель Еврогруппы Йерун Дейссельблум, заявивший, что план реструктуризации кипрских банков может стать шаблоном для спасения «проблемных» банков других стран еврозоны. [5]
А после того, как Кипр получил передышку, на переднюю линию европейского кризиса вновь вышла Италия. Только за один день 27 марта доходность итальянских государственных облигаций подскочила на 21 базисный пункт, продемонстрировав максимальный рост за весь март. Это произошло после того, как лидер Демократической партии Пьер Луиджи Берсани, которому поручено сформировать «антикризисное» коалиционное правительство, заявил о том, что не видит шансов на создание масштабной коалиции. [6]
Тем временем телеканал деловых новостей Bloomberg сообщил, что очередной страной, нуждающейся в стабилизационной программе Евросоюза и МВФ, может стать Словения. «Государственные финансы этого государства на юге Европы находятся в плачевном состоянии», - констатировали эксперты, напомнив, что доходность по словенским десятилетним государственным облигациям уже достигла уровня в 6,69%, поднявшись за одни сутки на 0,59%, а за последнюю неделю – на 1,65%. [7] Между тем уже показатель в 6% - это тот уровень, который Еврокомиссия считает опасным. А за превышением уровня в 7% маячит дефолт.
Правда, словенский премьер Аленка Братушек поспешила заверить, что Любляна не собирается «следовать по пути Кипра и запрашивать пакет антикризисной помощи». [8] Однако вполне возможно, что ситуация в стране уже выходит из-под контроля нового левоцентристского кабинета. Еврокризис готовится охватить очередные жертвы.
---------------------------------------------------------------------------------------
[1] http://www.nber.org/papers/w18899.pdf?new_window=1
[2] ИНТЕРФАКС-ЦЭА 0937 280313 MSK 28.03.2013 09:38
[3] ИНТЕРФАКС-АФИ 1513 280313 MSK 28.03.2013 15:13
[4] ПРАЙМ 28/03/13 08:42 28.03.2013 08:44
[5] AFP 280906 GMT MAR 13
[6] ИНТЕРФАКС-АФИ 1513 280313 MSK 28.03.2013 15:13
[7] AFP 271404 GMT MAR 13
[8] AFP 271551 GMT MAR 13
Петр Искандеров
2 апреля 2013 г.
http://www.fondsk.ru
Доклад д.э.н. Валентина Катасонова на заседании дискуссионного клуба. Эльвира Набиулина как руководитель похорон национальной финансовой системы. ФРС, "испарившееся" золото в форте Нокс. Плакали наши денежки...
Валентин Катасонов
neuromir.tv
18 марта 2013 г.
http://neuromir.tv
В последние дни хитом СМИ стали события в банковской системе Кипра. Однако почему-то главный вопрос, который возникает у многих журналистов, сводится к тому, что собираются делать российские олигархи, создававшие свое офшорное хозяйство на Кипре на протяжении двух десятилетий. Искать новые офшорные «гавани»? Возвращать свои деньги назад в Россию? Оставаться на Кипре и приспосабливаться к новым условиям островной жизни? На самом деле судьбы российских олигархов и их капиталов в этой истории занимают десятое место. Есть более серьезные вопросы – те, что связаны с будущим мировой банковской системы, которая уже давно больна. А события на Кипре подсказывают, что она при смерти…

Итак, признаки смертельной болезни.
Признак первый. Банковская система окончательно утратила свойства рыночного института. Это наглядно продемонстрировал последний финансовый кризис. Банки показали свою абсолютную нежизнеспособность. Если бы не поддержка со стороны государства, то сегодня, наверное, в странах Запада банков почти не осталось бы, все они должны были бы уйти в небытие в результате банкротств. В разгар финансового кризиса в США и Западной Европе начались накачка банков казенными деньгами через выкуп сомнительных и «мусорных» активов, приобретение долей в уставных капиталах, предоставление различных стабилизационных кредитов. Только в США в рамках ряда спасательных государственных программ в банковский сектор было перекачано без малого 2 триллиона долларов средств налогоплательщиков. Фактически это была национализация крупнейших депозитно-кредитных организаций США, прежде всего банков Уолл-стрит. Не менее впечатляющей была национализация банков в Великобритании.
Правда, проведенные на Западе национализации не носили стратегического характера. Это, так сказать, тактические национализации. Государство после 2010 года потихоньку стало уходить из банковского сектора, сегодня частный капитал вернулся в основном на исходные позиции 2007-2008 гг. Подобного рода тактические национализации на Западе еще окрестили «банковским социализмом». Налогоплательщика приучают к мысли, что он просто обязан спасать крупнейшие банки. Всем известна крылатая фраза: «Too Big To Die» - «Слишком большой, чтобы погибнуть». Речь идет о банковских гигантах Уолл-стрит и Лондонского Сити. В то же время на фоне всеобщего экономического либерализма «банковский социализм» выглядит слишком вызывающе и вызывает протесты со стороны 99% членов общества.
Признак второй. На протяжении нескольких столетий ростовщики лоббировали в разных странах законы о банковской тайне. Эта тайна всегда считалась краеугольным камнем западной демократии и денежно-кредитных систем капитализма. Сегодня институт банковской тайны исчезает. Денежные регуляторы США (прежде всего, Комиссия по ценным бумагам и биржам) вкупе с такими ведомствами, как Министерство юстиции и Налоговая служба США несколько лет назад начали «осаду» Швейцарии, точнее - ее банков, которые всегда славились «железной» банковской тайной. Осада сводилась к требованиям дать информацию об американских физических и юридических лицах, уклоняющихся от уплаты налогов в казну США, и длилась примерно три года. Швейцарцы сдались. Институт банковской тайны в этой европейской офшорной республике рухнул. Этот успех окрылил власти США. С 1 января 2013 года в полном объеме вступил в силу американский закон о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA). Фактически Америка этим законом требует, чтобы банки всего мира выступали агентами Налоговой службы США. Указанный закон представляет собой попытку установить со стороны США прямой административный диктат над банками и финансовыми институтами всего мира. Естественно, если эта попытка удастся, то с банковской тайной во всем мире будет покончено.
Признак третий. Банки как кредитные институты перестали быть прибыльными. Речь идет даже не о кризисах, а о периодах так называемого нормального экономического развития. Причина проста. После окончания последнего финансового кризиса крупнейшие центральные банки – Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Японии - включили свои печатные станки на полную мощность. Раньше это считалось криминалом. Теперь это называется красивым и умным термином «количественное смягчение». Деньги стали доступными и дешевыми. А как им не быть дешевыми, если учетные ставки Банка Японии и ФРС приближаются к нулю (на уровне 0,25% годовых)?
При таком изобилии товара под названием «деньги» процентные ставки по кредитам коммерческих банков крайне невысоки. Прибыль от кредитных операций банков эфемерна. Банки из обычных депозитно-кредитных институтов превращаются в организации, название которым даже трудно дать. Они начинают играть роль неких транзитно-распределительных пунктов, через которые «продукция» печатных станков перенаправляется в разные уголки мира для скупки реальных активов. Речь идет, прежде всего, о тайных операциях ФРС в период 2007-2010 гг. ФРС выдала тогда кредитов ведущим американским и зарубежным банкам на сумму 16 триллионов долларов. Таковы данные аудиторской проверки, опубликованные летом 2011 года.
При этом кредитные операции не нашли своего отражения в балансе ФРС. Кроме того, кредиты иностранным банкам выдавались без согласования с Конгрессом США, как того требует американское законодательство. Наконец, ни один цент долга по выданным кредитам на момент проведения аудита не был погашен. Скорее всего, долги остаются непогашенными по сей день.
Судя по всему, астрономические суммы денег направлялись в разные концы мира для скупки резко подешевевших активов в интересах главных акционеров ФРС – прежде всего Рокфеллеров и Ротшильдов. Эти операции ФРС и ведущих банков мира напоминают «пир во время чумы». В нормальное русло депозитно-кредитных операций эти банки вернуться так и не смогли.
Признак четвёртый. Нынешние события в банковской системе Кипра довершают картину смертельной болезни. Мировые банкстеры (так стали называть банкиров, которые все больше напоминают гангстеров) обнаглели до последней степени. Не ограничивая себя такими «предрассудками», как национальные законы и международное право, они запустили свою лапу в карман своих клиентов. С точки зрения права введение «налога» на банковские депозиты является посягательством на частную собственность клиентов. На ту самую частную собственность, о «святости» которой нам постоянно твердили. Речь идет не о налоге на доходы от депозитов (такие налоги взимаются во многих странах), а именно о конфискации части денег, которые на все 100% принадлежат, согласно депозитным договорам, клиентам. Команда о такой конфискации пришла из каких-то невнятных структур Европейского союза, но дать команду могли лишь крупнейшие банкстеры.
Команда о конфискации депозитов на Кипре кое-что напоминает. Например, продразверстку, которую проводили большевики в годы Гражданской войны в России. Или указ президента Ф. Рузвельта в 1933 году о сдаче золота государству всеми физическими и юридическими лицам в месячный срок. Фактически мы имеем дело с банковским большевизмом. Одной стороной, признаком такого банковского большевизма являются щедрые финансовые вливания казенных денег в банковские структуры, с другой стороны - конфискация депозитов. Пока на Кипре. Однако это лишь пробный шар.
Доверие к банковским институтам в мире стремительно падает. Никто добровольно не желает иметь дело с банкстерами. Означает ли это конец банковской системы в мире? Не уверен. Ведь люди могут вступать в отношения с банками не только добровольно, но и принудительно. Уж очень много признаков варварского большевизма в поведении нынешних банкстеров. Мне приходит на память работа известного немецкого экономиста и социалиста Рудольфа Гильфердинга «Финансовый капитал», написанная более века назад. Гильфердинг превозносил организующую роль банкиров и писал, что придет время, когда в мире благодаря банкам установится «организованный капитализм», который в понимании Гильфердинга мало чем будет отличаться от социализма. Социализм Гильфердинга напоминал тот социализм, о котором мечтал Лев Троцкий-Бронштейн. Это лагерный социализм. Есть веские основания полагать, что банкстеры спешно принялись за кардинальную перестройку мировой банковской системы под запросы нового мирового порядка. Нового мирового порядка, который можно назвать «организованным капитализмом». Или «лагерным социализмом». Кому как нравится.
P.S. Поздно вечером 19 марта пришло сообщение о том, что парламент Кипра отклонил законопроект о «налоге» на банковские депозиты. Однако сама проблема неизбежных кардинальных изменений мировой банковской системы сохраняется. Скорее всего, попытки введения подобного «налога» повторятся. Может быть, не на Кипре, а в какой-нибудь другой стране. Так или иначе, пробный шар запущен. И кстати, о депозитах. На протяжении нескольких столетий банкиры формировали ресурсную базу своих банков за счет депозитов. Денежные средства привлекались с помощью процентов, уплачиваемых вкладчикам. Сегодня этой практике, судя по всему, приходит конец. Например, крупнейшие швейцарские банки с прошлого года перешли к взиманию с клиентов комиссии за размещение средств на депозитных счетах. За швейцарцами могут последовать банкиры других стран. Данная комиссия – это также своеобразный налог, только взимаемый не государством, а частной структурой (депозитно-кредитной организацией), получившей соответствующие полномочия (лицензию) от государства. Так что независимо от дальнейших событий на Кипре мировую банковскую систему ждут серьезные потрясения и неминуемая трансформация.
Валентин Катасонов
Профессор, д.э.н.,
председатель Русского экономического общества
им. С.Ф. Шарапова
20 марта 2013 г.
http://www.fondsk.ru
ЕС и МВФ одобрили выделение Кипру пакета помощи в размере 10 млрд евро на условиях получения единовременного налога с банковских вкладов. Это значит, что со счетов вкладчиков будет списана часть средств. Несмотря на уже принятое решение, кипрские власти продолжают обсуждение выдвинутых им драконовских условий. Подогревают ситуацию и взволнованные киприоты, чьи средства оказались под угрозой.

Президент России ВладимирПутин считает, что решение кипрских властей "несправедливо, непрофессионально и опасно", сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Проблемы Кипра сказались на курсах валют и мировых биржах. Например, в России, Сбербанк «просел» на 3%, ВТБ "подешевел" на 3,07%. Акциии «Газпрома» упали на 1,88%, «ЛУКойла» - на 1,52%.
Итак, согласно договору с ЕС, в обмен на финансовую помощь (к слову, изначально речь шла о 17 млрд евро) Кипру придётся обложить банковские вклады единовременным налогом: 6,75% на вклады до 100 тысяч евро и 9,9% на вклады свыше этой суммы. Кстати, президент по этому поводу заявил, что был вынужден пойти на такие условия, так как выбирал между «неконтролируемым банкротством и болезненным, но контролируемым кризисом». Поскольку общая сумма депозитов составляет 68 млрд евро, это позволит собрать в бюджет 5,8 млрд евро.
Естественно, это объявление вызвало у граждан желание немедленно забрать свои деньги. Тысячи киприотов выстроились в очереди к банкоматам, чтобы успеть снять свои деньги. Сообщается, что во многих банкоматах наличность быстро закончилась, другие банки резко ограничили сумму выдачи. Часть банковских операций вовсе оказалась заблокирована сначала до вторника, а позже стало известно, что руководство Кипра перенесло срок открытия банков на среду. Причём не исключено, что в среду они тоже не начнут работать, сообщает The New York Times.
В связи со сложившейся ситуацией власти Кипра в экстренном порядке стали разрабатывали варианты смягчения налога на депозиты. В частности, рассматривалось понижение налога с 6,7% до 3-х (для вкладов менее 100 тысяч евро) и повышения с 9,9% до 12,5 (более 100 тысяч евро).
По поводу происходящего, президент Кипра Никос Анастасиадис заявил, что его страна находится в худшем кризисе со времен турецкого вторжения 1974 года. И в телеобращении к населению он пообещал вкладчикам частично компенсировать убытки от принудительного списания депозитов, передаёт BBC. Кроме того, власти заявили, что взамен потерянных денег вкладчики получат акции банков, в которых хранятся их средства.
Пообещал компенсировать потери британским подданным, хранящим свои сбережения на Кипре, и министр финансов Великобритании Джордж Осборн. Ситуация с российскими вкладчиками, которые могут потерять до 2,5 млрд евро, пока не ясна.
Таким образом, власти Кипра, по примеру Греции, Испании оказываются в двояком положении: с одной стороны давят кредиторы, с другой – жители страны. Тем более что особой уверенности в том, что такие меры смогут вытащить страну из кризиса, нет.
Виктор Красильников, кандидат экономических наук, академик РАЕН, генеральный директор Международного Союза экономистов, пояснил в беседе с «Однако», что подобный шаг в долгосрочной перспективе способен серьёзно подорвать экономику Кипра:
- Проблема, стоящая на сегодняшний день перед жителями и обладателями счетов в кипрских банках, очень острая. Это (не считая чёрного вторника, обвала, который произошёл в конце прошлого века в нашей стране и т.д.), пожалуй, первая в западной Европе настолько серьёзная акция.
Понятно, что существуют оффшорные зоны, и Кипр был одной из очень выгодных таких зон, по крайней мере, для предпринимателей России. Налог на прибыль там составлял 5% - у нас он где-то 35%, то в семь раз меньше. Хранить деньги в оффшорной зоне это уже серьёзный уход от налогов.
Кипрское правительство, не получив свои 17 млрд, как ему обещали из ЕС, предприняло такую разовую акцию по обложению налогом всех денег, которые есть на счетах кипрских банков. Это даст экономике Кипра порядка 5 млрд евро. Это серьёзное подспорье для страны. Можно вспомнить начало 90 –х годов, когда мы просили у Запада несколько десятков миллиардов, получили формально один (и тот до нас не дошёл), чтобы было понятно, что такое 5 млрд. Это серьёзные деньги.
Что за этим последует с точки зрения экономики? Конечно, те, кто держал большие суммы в кипрских банках – я имею в виду предпринимателей, занимающихся крупным бизнесом - скорее всего, начнут их переводить на остров Мэн и в другие оффшорные зоны. Когда налог на прибыль на Кипре увеличат до 13%, а такие вопросы сейчас решаются, то многие средства с Кипра уйдут. С одной стороны, разово они получили деньги, с другой стороны, в дальнейшем это скажется на экономике страны.
Поэтому не случайно министр финансов Кипра прилетает в Москву просить у нас ещё достаточно серьёзный кредит. И понятно, что наше правительство ему, скорее всего, этот кредит даст.
В нашей стране сейчас началось более или менее серьёзное доверие к банкам. А ведь на протяжении 20 лет мы нашим банкам не доверяли. Т.е. люди держали деньги в чулках, под матрасом – только не в банках. Несколько лет назад, когда правительство всё-таки создало определённую страховку тем вкладам, которые появились в банках, и у нас не было даже в кризисной ситуации 2008 года никаких попыток за счёт населения решить проблему, связанную с финансовым кризисом и потом в дальнейшем экономическим кризисом. И это дало людям возможность иметь определённое психологическое доверие к нашим банкам, по крайней мере, это начало проявляться. Сейчас на Кипре будет обратная ситуация - доверия к банкам нет.
Мне киприотов в какой-то мере жаль. Это позволит правительству решить некоторые проблемы и задачи, но на будущее Кипр свою экономику стратегически не улучшит.
Елена Гладкова
Ульяна Гортинская
18 марта 2013 г.
http://www.odnako.org
Тема золотого запаса США сегодня у всех на слуху. Наличием либо вероятным отсутствием жёлтого металла в сейфах и подвалах американских хранилищ сегодня озабочены и в самих Соединенных Штатах, и за их пределами. Уже на протяжении многих лет, например, американский конгрессмен Рон Пол добивается полного аудита золотого официального запаса США, который с 1934 года находится на балансе Министерства финансов (Казначейства), но вопрос этот до крайности запутан.
1. Сомнения в отношении официального золотого запаса США
Подавляющая часть официального золотого запаса должна находиться в хранилище Форт Нокс, которое было специально построено перед Второй мировой войной. Туда свезли со всей страны золото, которое по указу президента Франклина Рузвельта физические и юридические лица сдали государству по цене 20 долларов за тройскую унцию. Основная часть золота поступила от банков, входящих в Федеральную резервную систему (ФРС), при этом банки получили так называемые золотые сертификаты, которые стали отражаться в их балансах. Некоторые называют это принудительным выкупом металла. А фактически это была конфискация золота. После завершения операции цена на золото была пересмотрена и стала равной 35 долларам.
Нормальных проверок золотого запаса США не проводилось с начала 1950-х годов. Были лишь отдельные выборочные проверки. После закрытия «золотого окна» в начале 1970-х годов (прекращение размена золота на доллары) было принято решение о проверках золотого запаса. Кое-какие частичные проверки проводились в 1974-1986 гг., но затем под давлением генерального инспектора Министерства финансов они прекратились.
В последнее 10-15 лет не только в США, но и в других странах всё чаще высказываются сомнения в том, что в «золотом королевстве» американского Казначейства всё в порядке. Версий много:
1. Золото американского Казначейства физически остается на своем месте, но поскольку оно не раз было предметом различных сделок (например, использовалось в качестве залогов), то в настоящее время Казначейству оно не принадлежит.
2. Золота из официального запаса физически уже нет в хранилищах (по крайней мере, в полном объеме, как это отражается в отчетности Министерства финансов). Оно было оттуда выведено в результате продаж, лизинговых и кредитных операций.
3. В хранилищах имеются штабеля слитков, количество которых соответствует отчетности Министерства финансов, но это полностью или частично слитки фальшивого золота. Для сокрытия незаконного выведения золота настоящие слитки заменили слитками из вольфрама.
4. Золото из официального запаса уже не принадлежит Казначейству, оно вернулось в банки (откуда было выведено в 1930-е годы). Правительство США задолжало банкам, входящим в ФРС, столь большие суммы, что в порядке погашения части этого долга Казначейство расплачивалось с кредиторами жёлтым металлом.
Многие критики ФРС подчеркивают, что Федеральный резерв и Казначейство США – сообщающиеся сосуды, что официальный золотой запас лишь формально принадлежит государству, а фактически находится в управлении банкстеров (так сегодня в Америке стали называть банкиров по аналогии с гангстерами).
2. Конгресс США требует золотого аудита
Те, кто начали добиваться проверки состояния золотого запаса США, действуют с двух флангов - настаивают на проверке и Федерального резерва, и Казначейства США. Заходов со стороны фланга, называемого «Федеральный резерв», после первой волны финансового кризиса было несколько. В середине 2012 года нижняя палата Конгресса США поддержала законопроект о полном аудите Федерального резерва. Однако проект до сих пор не стал законом, поскольку в Сенате у банкиров много союзников, имеющих причины тормозить принятие закона и противиться аудиту. Ведь могут всплыть тайны их сотрудничества с Казначейством США по части незаконного использования золотого запаса, включая историю о секретной выдаче Федеральным резервом 16 триллионов долларов кредитов крупнейшим американским и зарубежным банкам в период последнего финансового кризиса.
По мнению некоторых критиков ФРС, денежные власти США в последнее время потеряли всякую осторожность и уже не предпринимают усилий к обеспечению конфиденциальности своих незаконных операций… Вот лишь один пример. В 2004-2005 гг. американское Казначейство в своей отчетности определило стоимость золотого запаса в 10.924 млн. долл. (в США до сих пор оценка официального запаса золота базируется на цене 1973 года, равной округленно 42 долларам за тройскую унцию). А в консолидированном балансе Федерального резерва против позиции «золотые сертификаты» стоит сумма 11.036 млн. долл. Такого быть не должно, стоимостная сумма золотого запаса должна совпадать со стоимостным объемом «золотых сертификатов». Возникший дисбаланс в 112 млн. долл. означает нарушение закона о золотом резерве. Хотя в 2006 г. денежные власти (видимо, заметив свою оплошность) восстановили баланс, осталось ощущение, что банкстеры занимаются незаконными операциями с золотом.
Рон Пол пытался выяснить кое-какие «золотые тайны» Федерального резерва, делая запросы в эту организацию и проводя допросы представителей ФРС. В частности, в июне 2011 года в Конгресс США был вызван главный инспектор ФРС Скотт Альварес. Ему было задано несколько вопросов, касающихся золота. Альварес поклялся, что с 1933 года у банков ФРС не было ни одной унции жёлтого металла. Рон Пол проявил любопытство в отношении «золотых сертификатов»: являются ли они расписками, дающими банкам право требовать и получать у казначейства золото? Альварес не мог членораздельно ответить, что такое «золотые сертификаты», сказав лишь, что это «бухгалтерские бумаги», которые отражаются в балансе банков.
Подобного рода запросы и допросы ситуацию с золотом не проясняли. Поэтому Рон Пол стал добиваться допуска аудиторов в «золотые закрома» Казначейства. «Золотые закрома» - это Форт Нокс. Но не только. С каких-то пор часть казначейского золота стала размещаться и в других хранилищах на территории США – в Вест Пойнте, в Денвере (Монетный двор США), в подвалах ряда Федеральных резервных банков ФРС. Это золото для краткости иногда называют «прочее казначейское золото». Особый интерес представляет золото, находящееся на хранении у Федерального резервного банка Нью-Йорка. По некоторым данным, именно там находится основная часть «прочего казначейского золота». Если золото Форт Нокса подвергалось хотя бы частичным проверкам, то в «золотые закрома» ФРБ Нью-Йорка аудиторы вообще никогда не заглядывали. Одной из сенсаций прошлого года было решение властей США провести аудит этих «золотых закромов».
3. Тайны золотых подвалов на Манхэттене
Хранилище золота Федерального резервного банка Нью-Йорка по своей емкости примерно такого же калибра, как и Форт Нокс. Оно расположено на Манхэттене на глубине в несколько этажей. Согласно имеющимся в открытых источниках данным, в подвалах ФРБ Нью-Йорка находится металл из десятков стран мира общим объемом 216 млн. унций. Это соответствует 22% официальных мировых запасов золота. Там же расположилось и золото американского Казначейства, которое должно было подвергнуться проверке. Все с нетерпением ждали результатов аудита. В американских СМИ проскочила информация, что проверка была проведена в сентябре 2012 года. Однако прошли сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь... Никаких официальных публикаций о результатах проверки американское Казначейство не делало. Пауза стала зловещей. Масла в огонь подлили немцы, которые стали настойчивее в своих требованиях вернуть часть золотого запаса Германии, хранящегося в подвалах того же ФРБ Нью-Йорка.
И вот, наконец, в январе 2013 года появляется долгожданный отчет Министерства финансов о проведенной проверке. Вот его полное название: Audit Report. Audit of the Department of the Treasury’s Schedule of United States Gold Reserves Held by Federal Reserve Banks as of September 30, 2012. Office of Inspector General. Department of the Treasury. – Wash., D.C., January 4, 2013.
Все специалисты бросились изучать документ. И что же они там обнаружили? А вот что.
1. Весь отчет уместился на 14 страницах.
2. Из 14 страниц 13 страниц представляют собой информацию, не имеющую отношения к проведенному аудиту. Это титульная страница с картинкой, страница с оглавлением, страницы с выдержками из американских законов, объясняющих правила проведения аудита, а также разъясняющих, что такое Министерство финансов.
3. Результаты самого аудита доводятся до читателя на одной странице. Во-первых, оказывается, сама проверка проводилась в течение одного-единственного дня – 30 сентября 2012 года. Во-вторых, нам сообщают, что в хранилище ФРБ Нью-Йорка находится 99,98% всего «прочего казначейского золота». В-третьих, даны объемы находящегося на хранении в ФРБ Нью-Йорка золота в тройских унциях, а также в стоимостных единицах – в ценах 1973 года и в текущих ценах (на 30.09.2012). Соответственно (с округлением) - 568 млн. долл. и 23.892 млн. долл. А в весовом эквиваленте – 466,57 тонн.
Больше в этом документе ничего нет.
Назвать проведенное 30 сентября 2012 года мероприятие «аудитом официального золотого запаса США» нельзя, даже если обладать большим воображением. Оснований утверждать это достаточно, и вот некоторые из них.
1. Не было независимых аудиторов. Министерство финансов проверяло само себя.
2. Документарной проверки не было. Проверяемое золото могло быть, например, заложено или перезаложено.
3. Для того чтобы утверждать, что в подвалах ФРБ Нью-Йорка находится 99,98% «прочего казначейского золота», надо было проверить все хранилища, содержащие «прочее казначейское золото». Вероятно, так называемый «аудит» ограничивался получением лишь справок от ФРБ Нью-Йорка и других хранилищ о запасах хранящегося золота.
Даже если чиновники из Министерства финансов США 30 сентября 2012 года не ограничились получением справок, а совершили экскурсию по подвалам хранилища на Манхэттене, они могли лицезреть там блестящие предметы под названием «золотые слитки», хотя это мог быть всего лишь позолоченный вольфрам. А в конце своего визита чиновники на калькуляторе пересчитали стоимость золота по текущим рыночным ценам. Теперь такие приятные экскурсии принято называть в мире финансов словом «аудит».
Для того чтобы вызвать доверие к проведенному «аудиту», американские СМИ расписали такую подробность, как «сверление» золотых слитков в подвалах ФРБ Нью-Йорка. Называлось количества просверленных слитков, а также говорилось, что в нескольких из них содержание драгоценного металла оказалось даже выше нормы. В результате «аудита», мол, удалось пересмотреть цифры и увеличить золотой запас золота США на несколько унций! Однако я такого рода заявления могу отнести лишь к разряду журналистских басен, поскольку в официальном отчете Министерства финансов США нет даже намека на то, что проводились физическая проверка золота.
Серьезные эксперты по золоту оценили появление отчета о «золотом аудите» примерно так же. Так, известный специалист по золоту Джеймс Терк писал: «Я не хочу использовать слово «аудит», потому что это просто насмешка над тем, чем является настоящий аудит… Аудита золота вообще не было… Они лишь посмотрели на «регистрационный лист Минфина»... То есть они просто смотрят на бухгалтерские документы и говорят: "Да, в документах сказано, что все золото на месте"». Резюме Джеймса Терка: «Я по-настоящему расстроился, потому что думал, что произошло нечто интересное, а на самом деле все это просто мусор. Крупные СМИ распространили его, чтобы обмануть людей (и страны) и заставить их думать, что золото на месте…»
Напомню, что между событием, названным «аудитом», и публикацией отчета о событии прошло более трех месяцев. Скорее всего, такая длинная пауза была вызвана тем, что Казначейству США и руководителям ФРС понадобилось придти к «консенсусу» относительно того, в каком виде преподнести пресловутый «аудит» публике. Видимо, после долгих споров сошлись на формуле: «лучше не сказать, чем сказать лишнее».
Описание «золотого аудита» - лишь один из свежих примеров того, как банкстеры дурачат публику. С каждым разом они делают это со всё большим цинизмом и всё большей наглостью.
Валентин Катасонов
7 марта 2013 г.
http://www.fondsk.ru
На геополитическом фронте разворачивается невидимая интрига. Страны БРИКС в марте готовятся к учреждению собственного Банка развития, который бы кредитовал инфраструктурные проекты объединения, минуя промежуточную стадию в виде американского доллара. Если учесть, что на долю входящих в БРИК стран приходится 14,6 % мирового ВВП, событие весьма нетривиальное. Аналитики предполагают, что к середине XXI века суммарный объем экономик государств-участников БРИКС превысит идентичный показатель "Большой семерки" развитых стран Запада.

Каждый из членов БРИКС уже считается признанным в современном мире лидером в той или иной отрасли или научной сфере. Россия вошла в число неоспоримых авторитетов в вопросах освоения космоса и атомной энергетики, Китай стремительно выходит в лидеры в области разработки и производства электроники, Индия – фармацевтический гигант, ЮАР и Бразилия являются флагманами сельскохозяйственного сектора и развития биотехнологий, соответственно. БРИКС все отчетливее выдвигает на первый план торгово-экономические приоритеты, стремясь обрести удержать и укрепить свои экономические достижения.
Ежегодные саммиты и деловые форумы БРИКС способствовали консолидации усилий, выработке совместных программ развития и принятию мер по значительному увеличению общего объема торговли, достигшего в 2012 году $ 340 трлн. Всего БРИКС провел четыре встречи на высшем уровне, обсуждая меры по исправлению дисбаланса в глобальной политической и экономической обстановке в пользу развитых стран мира. В течение пяти лет БРИКС последовательно продвигался по пути создания собственного общего финансового института, не взирая на сомнения и скептицизм западных аналитиков.
Первый саммит, состоявшийся в 2009 году в Екатеринбурге, на фоне поиска пути преодоления последствий мирового экономического кризиса сразу же приступил к разработке совместных инвестиционных проектов. На втором саммите, прошедшем в 2010 году в столице Бразилии, после обсуждения проблем четырехсторонней торговли был сделан следующий шаг: подписан ряд важных соглашений между финансовыми институтами государств-членов БРИК, достигнуты договоренности в сфере валютного сотрудничества. Третий саммит прошел в 2011 году в Китае уже в формате БРИКС (плюс ЮАР) и представлял интересы четырех континентов. Стороны согласились, что стоят перед острой необходимостью реформирования международной валютно-финансовой системы и подписали рамочное соглашение о взаимном кредитовании банками развития стран-участниц группы в их национальных валютах.
И наконец, на четвертом саммите в индийском Нью-Дели в 2012 году была достигнута договоренность о создании объединенного банка БРИКС.
Хотя западные аналитики считают БРИКС скорее имиджевым образованием, а западные медиа, как правило, не обращают внимания на его деятельность, решения, принятые на высшем уровне, в большинстве своем воплощаются в жизнь. Накануне индийского саммита исследовательской группой БРИКС был проведен анализ дисциплины выполнения всеми сторонами принятых совместных решений. С апреля 2011 по март 2012 года средний показатель исполнения государствами-членами группы составил более 70%. При этом Индия выполнила все принятые на себя обязательства в 100%-ном объеме, Китай и Бразилия на 80%, Россия на 60%, а ЮАР лишь наполовину.
В преддверии очередного, пятого по счету, саммита, запланированного на март 2013 года в Дурбане, ЮАР, наблюдается высокая политическая активность в столицах стран-участниц БРИКС и за их пределами. Проходят постоянные обмены делегациями, деловые форумы и встречи экспертных групп. Министры финансов БРИКС завершили совместную разработку предложений для создания нового банка еще в феврале и готовы представить их на саммите. Определен предварительно первоначальный капитал банка, он составит $50 млрд. Ведется активная работа принимающей стороной пятого саммита, лоббирующей интересы Африки в БРИКС и наоборот. Рассматривается вопрос о включении в ближайшем будущем в состав группы Египта, Мексики и Индонезии.
Основная цель БРИКС – создание под собой твердой экономической и политической основы для дальнейшего расширения и роста.
"За"
Безусловно, создание совместных финансовых институтов в рамках БРИКС даст важный импульс реальному экономическому сотрудничеству между странами. Использование при взаимных расчетах и кредитовании национальных валют стран БРИКС будет способствовать увеличению инвестиционных потоков в странах и снизит зависимость объединения от ведущих экономик мира, полностью исключив необходимость применения доллара и евро во внутренних сделках. Учитывая нестабильность курсов основных мировых валют и наличие существующих проблем и рисков в экономике США и ЕС, это важный стимул.
Банк развития БРИКС также призван стать своего рода альтернативой МВФ и Всемирному банку в рамках БРИКС и интересующих его территорий. Именно малый процент поддержки начинаний развивающихся стран со стороны подконтрольных США и ЕС международных финансовых организаций стал одним из главных аргументов в пользу создания нового банка. Известно, что Международный валютный фонд и Всемирный банк предпочитают предоставлять займы, обставленные рядом не всегда дружественных реципиенту, но выгодных для США и ЕС условий.
В результате создания собственного Банка развития страны БРИКС были бы ограждены от такого подхода, тем более что, по некоторым прогнозам, только в ближайшие два десятилетия потребность в финансировании инвестиционных проектов в странах группы может достичь $15 трлн. При условии начала активного и долговременного освоения африканского рынка членам клуба может сразу потребоваться сумма в размере $480 млрд только для покрытия его дефицита. С учетом возможностей по реализации крупномасштабных инвестпроектов в сфере экологии, разработки биотоплива, строительства дамб и АЭС эта цифра может вырасти многократно.
"Против"
Суммарный показатель ВВП стран БРИКС, по оценкам "Голдман Сакс", составляет свыше $15 трлн. Лидирующие позиции занимает Китай с ВВП более чем $8 трлн, далее следуют Бразилия ($2,5 трлн), Россия ($2 трлн), Индия ($2 трлн) и ЮАР ($500 млрд). Наличие в рамках объединения такого экономического супертяжеловеса, как Китай, может привести к серьезным разногласиям при выработке общих принципов объединения.
Сомнения в жизнеспособности идеи создания банка развития БРИКС возникают у многих экономистов и в связи существенными отличиями в основных принципах финансовых систем, экономических показателях и темпах роста.
Стратегические цели стран-членов БРИКС также весьма далеки друг от друга. По мнению ведущих мировых аналитиков, основной задачей китайской экономики является расширение территории применения национальной денежной единицы страны – юаня; приоритетной целью индийского руководства значится привлечение масштабных иностранных инвестиций; Россию интересует усиление ее геополитического влияния за счет роста экономических показателей. И так далее.
Не способствует перспективам совместного долгосрочного управления международным банком развития и напряженность в отношениях между Китаем и Индией. Индия обеспокоена быстрым экономическим и военным ростом своего соседа и конкурента в регионе. В этих условиях Индия в целях усиления своей геополитической безопасности стремительно сближается с США, отношения которых с Китаем находятся в стадии охлаждения.
Бесспорная ключевая экономическая роль Китая в группе, скорее всего, приведет к учреждению штаб-квартиры Банка развития БРИКС в Шанхае. И это еще один пункт разногласий на грядущем саммите в Дурбане, поскольку ЮАР намерена бороться за базирование нового банка в Южной Африке на том основании, что значительные суммы капитала БРИКС будут направляться на развитие африканской инфраструктуры. С последним, кстати, вряд ли согласны все члены БРИКС.
Кроме того, ЮАР недовольна предложенным вариантом акционирования нового банка, при котором каждая страна БРИКС должна внести в уставной капитал равную долю в $10 млрд, и настаивает на пропорциональном вкладе. Не совсем ясна и российская позиция в этом вопросе. Будучи в ЮАР министр иностранных дел Сергей Лавров уклонился от комментария по этой теме, сказав, что вопрос еще в стадии проработки.
Вновь создаваемому финансовому институту в условиях жесткой конкуренции потребуется значительное время для достижения уровня признания, компетенции и привлекаемого капитала, эквивалентных, например, Всемирному банку, признанному авторитету в данной сфере. Аналитики полагают, что между формальным созданием Банка развития БРИКС на саммите в Дурбане в марте и первым реально выданным кредитом пройдет еще несколько лет. А членам БРИКС придется провести немало переговоров и консультаций о том, куда и в каких количества направлять общий капитал. Некоторые страны БРИКС, особенно Индия, катастрофически нуждаются в создании внутренней инфраструктуры, так что консенсуса, где же будет тратить деньги новый банк, до сих пор еще нет.
Бесспорно, создание нового финансового института международного масштаба, призванного блюсти интересы развивающихся стран — дело очень перспективное. Но для долгосрочного и благотворного функционирования банка от его акционеров требуется объединение интересов, выработка совместной стратегии и определение общих целей. У стран БРИКС перед глазами есть для этого положительный пример — история создания Европейского валютного союза. Та же история сможет послужить и отрицательным примером, позволив вычленить и учесть европейские ошибки и вовремя избежать их.
Смогут ли осуществить все это на практике Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР, покажет время.
Специально для сайта "Война и Мир"
5 марта 2013 г.
http://www.warandpeace.ru
Борьба за пост главы Банка России нарастает. И недавнее "скандальное" интервью Сергея Игнатьева и призывы Дмитрия Медведева "хватит программ, хватить заявлений — надо вкалывать!" лишь косвенное тому подтверждение. Либеральный клан судорожно пытается сохранить свой контроль над финансово-экономическим блоком правительства и не допустить оздоровления системы государственной власти и вывода России из-под внешнего управления. При этом на стороне "кудринистов" откровенно выступают представители разного рода международных финансовых организаций, которые уже давно превратились в инструмент продвижения интересов крупного транснационального капитала и международных банков.

Однако накануне СМИ сообщили со ссылкой на кремлевские источники, что одним из кандидатов на пост главы ЦБ является Сергей Глазьев, считающийся сторонником госвмешательства в экономику. Глазьев недавно раскритиковал нынешнюю политику правительства и Центробанка. В его прогнозе, подготовленном в ответ на поручение президента, предсказывается в ближайшие два года новая волна спада, вызванная снижением спроса на сырьевые товары и резким падением цен на нефть. Кроме того, Глазьев предупреждает, что в условиях наращивания эмиссии мировых валют возникает угроза поглощения российских активов иностранным капиталом.
Игнатьев перекладывает ответственность за вывоз капитала на силовиков
О том, что битва за пост главы ЦБ идет серьезная, служит сразу несколько весьма знаковых событий. Сначала американская некоммерческая организация GFI опубликовала отчёт, в котором оценила масштабы незаконного ввоза и вывоза капитала в 782,5 млрд долларов, а к теневому сектору экономики отнесла не менее 35% ВВП страны.
А затем ни с того ни с сего в самом обыкновенном интервью газете Ведомости глава Банка России Сергей Игнатьев помимо указания радужных оценок ЦБ по годовой инфляции (5-6% в текущем году и не более 4% к 2015г.) как бы вскользь указал на то, что только в 2012г. незаконным образом с нарушением законодательства из России было вывезено практически 49 млрд долларов.
На самом деле, ничего удивительного не произошло – глава ЦБ РФ, превратившегося в филиал ФРС США и сведшего все свои функции к эмиссии рублей под приток иностранной валюты, просто-напросто констатировал давно известный в академических кругах и экспертном сообществе факт.
Для специалистов уже давно не секрет, что благодаря бездумной либерализации внешнеэкономической деятельности, фактическому демонтажу к 2007г. валютного регулирования и контроля Россия превратилась в проходной двор для криминальных капиталов и "дойную корову" как для российских олигархов, коррупционеров и криминальных структур, так и для транснационального капитала.
Удивление вызывает сразу несколько вещей. Во-первых, в глаза бросается откровенность Сергея Игнатьева, который на протяжении всех последних 4,5 лет наотрез отказывался видеть в бегстве капитала хоть какую-то проблему и угрозу национальной экономике и финансово-экономическому суверенитету России. Лишь летом 2012г. в интервью британскому изданию Financial Times он был вынужден признать, что исход частного капитала в оффшорные гавани и фешенебельные страны начинает приобретать угрожающие масштабы, а незаконный вывоз капитала достиг тех масштабов, когда не замечать его не удаётся.
Тем не менее, это нисколько не мешало руководству денежного регулятора на протяжении 2008-2012г. ежегодно заявлять, что вывоз капитала носит конъюнктурный характер и в ближайшее время сменится его притоком. Притом что только по официальным оценкам Банка России совокупный чистый вывоз капитала частным сектором за последние 5 лет превысил отметку в 361 млрд долларов, что эквивалентно годовому федеральному бюджету России.
Однако в недавнем интервью газете Ведомости традиционно скромный и сдержанный в оценках глава Банка России оказался как никогда щедрым на громкие заявления. Имеет смыл привести слова руководителя ЦБ полностью: "Может быть, это схемы по уклонению от уплаты налогов. В Банке России накоплен значительный опыт их выявления: в 2012 г. таких операций выявлено на 49 млрд долларов. Соответствующая информация направляется в Росфинмониторинг, ФНС, правоохранительные органы. При этом $ 14 млрд мы отнесли к текущему счету (например, оплата серого импорта), эта цифра непосредственно в платежном балансе отсутствует.
Остальные $ 35 млрд мы включили в финансовый счет и в отток капитала. Это прирост иностранных финансовых и других активов российских резидентов, накопленных в результате теневой, незаконной деятельности. Ущерб для бюджетной системы в результате таких операций я оцениваю примерно в 30% от объема потока сомнительных операций — порядка 450 млрд руб. в год. Если добавить сюда внутренние операции по обналичиванию, которые организуются теми же людьми, я думаю, общий ущерб для бюджетной системы превысит 600 млрд руб. в год".
Весьма показательным стало заявление Сергея Игнатьева относительно того, что практически в половине случаев операции по легализации преступных доходов и незаконного вывоза капитала осуществляются одной и той же группой лиц. По словам главы Банка России, "как показывает наш анализ, больше половины всего объема сомнительных операций проводится фирмами, непосредственно или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями. Создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц. При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов, я думаю, этих лиц, а также выгодоприобретателей этих операций можно найти".
Попытка Сергея Игнатьева свалить всю ответственность на правоохранительные органы и борцов с коррупцией выглядит просто удивительной. Тем более что последние вполне резонно попытались переложить ответственность с себя на плечи самого руководства Банка России. По мнению сотрудников МВД, на которые ссылается газета Ведомости, "существование такой организованной группы невозможно без участия в ней на первых ролях банкиров".
Насколько можно судить, это попытка главы Банка России, который в последнее время попал под мощную критику не только научного сообщества и экспертных кругов, но и промышленных предприятий и даже самих банков, которые вынуждены существовать в безвоздушном пространстве при остром дефиците длинных денег, свалить ответственность с одной больной головы на другую не менее больную. Такое ощущение, что тем самым Игнатьев пытается обелить нынешнее руководство ЦБ РФ и максимально ослабить позиции своих недругов в Кремле и правительстве, которые активизировались накануне истечения срока полномочий Сергея Игнатьева на посту председателя Банка России.
И это неудивительно, ведь от ответа на вопрос, кто придёт на смену нынешнему руководителю ключевого финансово-экономического ведомства России, и в чьих интересах будет реализовываться денежно-кредитная и валютно-финансовая политика в ближайшие годы, будет зависеть то, удастся ли России выйти из-под внешнего управления финансовой олигархии Уолл-Стрит и вернуть утраченный суверенитет.
Либо Банк России под руководством очередного либерала (от Алексея Улюкаева до Алексея Кудрина) будет и впредь исполнять функции валютного обменника, реализуя колониальную эмиссионную политику "валютного правления" и увязывая прирост денежной эмиссии с притоком иностранной валюты. Либо же спустя долгие годы ЦБ РФ наконец-то превратится в полноценный институт рефинансирования экономического роста и банковской системы, запустит механизм формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов и помимо "таргетирования инфляции" (что вообще не предусмотрено законом "О ЦБ РФ") начнёт по примеру ФРС США, ЕЦБ, а также Банка Англии и Банка Японии выступать в качестве движущей силы структурно-технологической модернизации экономики.
Тот факт, что традиционно крайне сдержанный в своих оценках и политкорректный Сергей Игнатьев озвучил те цифры, на которые долгие годы руководство Банка России и финансово-экономического блока правительства отказывалось обращать внимание, и обвинил в незаконном вывозе капитала силовиков, свидетельствует о том, что Игнатьев готовится громко хлопнуть дверью перед уходом.
Противостояние нарастает
Судя по всему, он готовит почву своему будущему идейному преемнику и обеляет репутацию ныне